Соединение металлических труб отопления без сварки

Соединение металлических труб без сварки и резьбы

Владельцы не только частных домов, но и квартир в современных многоэтажных зданиях нередко сталкиваются с необходимостью соединения металлических труб. Для этого можно применять самые разнообразные способы, материалы и инструменты. Наибольшее распространение получили методы стыковки с помощью резьбы и сварки. Но существуют альтернативные варианты. Ведь не всегда можно удобно подобраться к проблемному участку.

Любые металлические трубы можно соединить без применения сварочных аппаратов и нарезания резьбы

Дополнительные аргументы

Многие профессионалы рекомендуют выполнять соединение металлических труб без сварки. Отказ от традиционного способа они обосновывают следующими причинами:

  • достаточно высокая стоимость сварочных работ. Если необходимо стыковать лишь несколько изделий, применять профессиональное сварочное оборудование нецелесообразно;
  • сложность выполнения. Собственно, этот фактор относится к большинству строительных работ. Не секрет, что они зачастую проводятся в тесном помещении с высокой влажностью. Кроме того, там может отсутствовать электроснабжение, мощности которого будет достаточно для функционирования сварочного аппарата. В этом случае без знаний, как соединяются трубы без сварки, исполнитель с поставленной задачей не справится;
  • отсутствие мобильности. Возникновение ситуации повышенной опасности, например, прорыв или авария, требует максимально быстрой и эффективной реакции. На приглашение специалиста со своим сварочным оборудованием потребуется много времени. Если ситуация действительно экстремальная, можно ожидать самых негативных последствий.

Разновидности фитингов

Для соединения металлических труб без нарезания на них резьбы и без сварки используются детали, получившие название «фитинг». Их классификация производится по двум основным критериям.

Пресс-фитинги бывают разных форм и конфигураций, это позволяет монтировать систему с поворотами и ответвлениями

Первый – это равновеликость диаметров стыкуемых труб. В соответствии с эти критерием, фитинги бывают:

  • прямые. Применяются для соединения изделий с одинаковым размером сечения;
  • переходные. Используются в случаях, когда стыкуются трубы разного диаметра.

Второй критерий – предназначение. Фитинги подразделяются на:

  • углы и отводы. Устанавливаются, когда необходимо изменить направление трубопроводов под различными углами наклона;
  • тройники. Их используют для создания ответвлений от основного потока;
  • муфты. Применяются для того, чтобы нарастить без резьбы и сварки длину прямого сегмента трубопровода. Этот вид – самый простой. Тем не менее, он наиболее востребован. Использование муфты позволяет легко заменить кусок повреждённой трубы без необходимости замены всей конструкции;
  • крестовины. Такой разъём предоставляет возможность разделить поток на несколько направлений;
  • штуцеры. Обеспечивают соединение труб из металла с гибкими отводами;
  • переходники (футорки, сгоны, ниппели). Такие детали применяются для соединения разнокалиберных труб;
  • заглушки, колпачки. Используются с целью перекрытия конечных отверстий.

По методу установки наибольшее распространение получили обжимные фитинги.

Важно! Такая арматура демонстрирует высокую эффективность при обустройстве уличных сетей, а также трубопроводов в квартирах и частных домах.

При помощи обжимных фитингов можно монтировать любую систему, в том числе подачи горячей воды и отопления

Преимущества обжимных фитингов

Выпускаемая современной промышленностью обжимная арматура для металлических труб бывает прессовой и оснащается одним либо двумя обжимными кольцами. Именно с их помощью соединительная деталь крепится к трубе. Кольца намертво прессуются, поэтому нередко при возникновении аварийной ситуации пресс-фитинги необходимо будет срезать и заменить на новые. Казалось бы, не лучшее техническое решение. Однако большинство профессионалов, знающих, как соединяются трубы без сварки и резьбы другими способами, отдают предпочтение именно пресс-фитингам. Объясняют они свой выбор, прежде всего, тем, что эти детали можно устанавливать в тех местах, где все другие типы фитингов монтироваться просто не могут.

Из преимуществ обжимной арматуры эксперты выделяют:

  • без сварки и прочих дополнительных работ достигается абсолютная герметизация рабочей среды;
  • соединение труб очень надёжное;
  • пресс-фитинги характеризуются высоким показателем вибрационной усталости.

Сегодня подобные детали широко применяются в метрологии, компрессорном и газотурбинном оборудовании, для обвязки устройств КИПиА, а также в системах с высоким уровнем рабочего давления.

Правильное соединение труб без сварки и резьбы. Методы

Выбор способа определяется типом изделий, которые планируется стыковать. Трубы условно подразделяются на следующие категории:

  • жёсткие;
  • гибкие.

Первый тип – это чугунные трубы, стальные, трубы из цветных металлов или из ПВХ. Второй тип – изделия из полиэтилена, полипропилена и металлопластика.

Надежное соединение можно получить только в том случае, если фитинги произведены известной фирмой, гарантирующей качество

1. Чтобы соединить две металлические трубы без резьбы и сварки, обычно используются муфты. Они снабжены специальными креплениями и характеризуются высокой прочностью благодаря тому, что изготавливаются из жёстких материалов. Но эти свойства присущи лишь продукции мировых лидеров данного сегмента сантехнического рынка – производителей из Швейцарии, Швеции и Франции. Муфты применяются для стыковки труб из разного материала или разного диаметра.

2. Ещё один вариант соединения труб без сварки и резьбы – использование фланцев. Эти детали оснащаются резиновой прокладкой. Последовательность работ выглядит следующим образом:

  1. Участок крепления срезается. Срез выполняется строго перпендикулярно продольной оси трубы. Делать фаску на торце не обязательно.
  2. На срез одевается фланец.
  3. Затем вставляется резиновая прокладка с таким условием, чтобы она выходила за края среза на 8-10 сантиметров.
  4. После этого одетый фланец соединяется с ответной частью, смонтированной таким же образом на второй металлической трубе.

Совет! Затягивайте болты без чрезмерных усилий. Не раз наблюдались факты, что эти элементы крепления лопались или срывались.

Ответ на вопрос, как соединяются металлические трубы без сварки с помощью фланцев, будет неполным без упоминания следующих моментов:

  • для одного фланца использовать несколько прокладок не рекомендуется. Это может вызвать уменьшение герметичности;
  • чтобы получить герметичный стык, гайки необходимо закручивать не последовательно по окружности, а попарно расположенные диаметрально друг против друга;
  • для водопровода используется пропитанная олифой прокладка из тряпичного картона;
  • для труб отопления используют прокладку из асбестового картона;
  • болты не должны выступать из гаек более чем наполовину;
  • внешний диаметр прокладки не должен задевать болты, а внутренний должен немного превышать диаметр самой трубы.

Фланцевый метод соединения незаменим для труб большого диаметра

Узнав, как соединяются две трубы без сварки фланцевым методом, вы сможете правильно обустроить систему канализации и дымоход, а также трубопровод газоснабжения в частном доме.

3. Соединение муфтой Гебо тоже нашло широкое применение. Эта деталь является одной из разновидностей компрессионного фитинга. С её помощью стыковка металлических труб выполняется достаточно быстро, причём без применения каких-либо специальных инструментов. Установка компонентов муфты Гебо на трубу выполняется в такой последовательности:

  1. Сначала надевается гайка.
  2. Затем кольца: зажимное, прижимное, уплотняющее.
  3. Потом надевается муфта до половины, и затягивается гайка.
  4. Вторая деталь соединяется с фитингом в той же последовательности.

4. Соединить две трубы без резьбы и сварки можно, используя ремонтно-монтажную обойму. Выглядит этот фитинг в виде муфты или тройника, состоящего из двух частей. Стягивание половинок осуществляется болтами.

Необходимо отметить, что основным предназначением ремонтно-монтажных обойм является выполнение временных ремонтов, например, когда появляются трещины. В экстренных случаях, их можно применять и для стыковки труб. Монтаж осуществляется так:

  • прежде всего, необходимо добиться абсолютной гладкости поверхности. Для этого участки трубопровода, на которые фитинг будет надеваться, следует очистить от неровностей, сформированных краской или ржавчиной;
  • потом на трубу надевается резиновый уплотнитель. Его разрез промазывается силиконовым герметиком.
  • далее обе половинки фитинга необходимо надеть на резиновый уплотнитель и стянуть болтами.

Совет! Контролируйте, чтобы охват трубы уплотнителем был полным.

Соединительный хомут — это простой способ временно соединить две трубы без сварки

Как видим, данный способ тоже предельно прост. Такой же принцип заложен в соединение с помощью хомута. Единственным отличием является то, что он затягивается не с двух сторон, а только с одной. Однако использование хомутов обеспечивает более надёжное соединение, чем ремонтно-монтажной обоймой.

Соединение без резьбы и сварки профильных металлических труб

Чаще всего эта процедура выполняется с помощью краб-систем и хомутов.

1. Краб-системы. Такие конструкции представляют собою соединительные скобы с элементами крепежа. Изготавливаются из оцинкованного листового металла толщиной 1,5 миллиметра. Собираются скобы из двух половинок посредством болтов и гаек. В собранном виде они образуют «Т»-, «Х»- или «Г»-образный элемент, способный плотно обхватить концы нескольких (до четырёх) труб. По прочности такой крепёж сопоставим со сварным соединением. Применение краб-систем предоставляет возможность в короткие сроки собирать и разбирать сложные каркасные конструкции.

Читайте также  Коэффициент прочности продольного сварного шва

Из недостатков такого метода стоит выделить:

  • состыковывать элементы можно только под углом 90 градусов;
  • невозможно использовать краб-системы для изделий с большим сечением.

2. Крепёжные хомуты. С помощью этих деталей можно создавать конструкции любой степени сложности, начиная от козырьков и навесов, включая стеллажи и ограждения, и заканчивая теплицами и вольерами для животных. Основным преимуществом подобного крепежа является, то, что прочность соединения близка к сварной, а выполнять сборку/разборку конструкции допускается неоднократно. Причём, сделать это под силу и непрофессионалу.

Методов соединения металлических труб, альтернативных резьбе и сварке, множество. Каждый хорош по-своему. А делать выбор следует с учётом конкретных условий. Некоторые из них требуют наличие навыков и специального оборудования, другие же могут быть реализованы даже начинающими мастерами.

Соединяем металлические трубы без сварки

При выполнении ремонтных работ трубопровода особенное значение имеет их грамотное соединение. Иногда случается, что под рукой нет сварочного аппарата, или отсутствуют навыки работы с ним. Современные строительные технологии предполагают более простой способ соединения двух труб. С помощью этих методов можно просто и быстро решить данную задачу. Специалисты делятся способами, как соединить металлическую трубу с металлической без необходимости сварки.

Сварка – прошлый век

Многие специалисты не рекомендуют использовать для соединений данных изделий сварочные аппараты. Есть несколько доводов, почему нужно отказаться от традиционного метода сварки. Данные работы – это довольно дорогостоящий процесс. Не всегда и не везде есть сварочный аппарат, а иногда применение данной технологии нецелесообразно. К примеру, при малых объемах работ использование профессионального оборудования неэффективно. Затраты превышаются во много раз. Второй довод – это сложность процесса. Не секрет, что часто работы проводятся в достаточно сложных условиях. Это может быть тесное помещение, отсутствие электричества, высокая влажность и полное отсутствие мобильности. В различных ситуациях, где есть риск повышенной опасности, а именно – прорыва или аварии, следует действовать максимально быстро и четко. Для подготовки сварочного оборудования требуется некоторое время, а в условиях экстремальных ситуаций его нет. Часто такой подход приводит к нежелательным и даже печальным последствиям.

Как соединить правильно

Резьбовые соединения

Данные крепежи по резьбе допустимы лишь на тех участках, где есть возможность постоянно контролировать качество и надежность стыка. Это необходимо в случае аварийного ремонта. На производстве резьба на трубе накатывается с использованием специальных станков. Но в домашних условиях проще вручную нарезать ее.

Прежде чем соединять металлические трубы резьбой, берут отрезок. Рекомендуется соблюдать припуск нужной длины под рабочую часть. Нарезается резьба на трубах плашками. Данный инструмент закрепляют в плашкодержатель, и можно начинать процесс. Трубу следует закрепить в тиски. Это позволит исключить прокручивание. Затем плашку наживляют на конец куска. Важно, чтобы не было перекосов в момент надевания, иначе есть риск получить кривую резьбу. Специалисты по слесарному делу рекомендуют обработать трубу маслом. Так процесс пойдет лучше. Если плашка застряла и не хочет вращаться, тогда делают один или несколько оборотов назад.
Если необходимо нарезать резьбу на трубе, которая находится слишком близко к стене, и нет возможности сделать полный оборот вокруг нее, следует использовать держатель для плашки с храповиком. Часто такие резьбовые соединения требуют уплотнения. Для этого подойдут подмотки, которыми пользуются сантехники. Прежде чем соединять трубы между собой, их проверяют на наличие заусениц или стружки, которая появляется на только что изготовленной резьбе. Процесс закручивания может проходить с определенным усилием – это нормально.

Фланцевые соединения

Использование муфт. Особенности способа

Если необходимо соединить металлическую трубу без резьбы, можно использовать и этот метод. С помощью муфты мы получим максимально надежное и достаточно герметичное соединение двух металлических труб между собой. Такой вариант предпочтителен в безнапорных и напорных трубопроводах. Концы двух элементов, которые будут соединяться, необходимо обрезать так, чтобы получить максимально ровный и перпендикулярный срез. К месту стыка прикладывают муфту. При этом центральная ее часть должна располагаться строго в месте соединения двух металлических труб. Затем на них выполняют отметки маркером или фломастером. Это будет положение муфты. Далее концы труб и саму деталь обрабатывают специальной смазкой на основе силикона. Затем в фитинг вставляют первую деталь строго до отметки. Вторая труба устанавливается по одной оси с первой. Затем на нее надевается муфта. При этом следует ориентироваться по метке.

Чтобы соединить две металлические трубы таким образом, не понадобится специального инструмента. Данная муфта может быть изготовлена в виде хомута или тройника. Последний более удобен. В случае необходимости разветвления магистрали это делается без дополнительных монтажных работ. Врезка в систему проходит максимально быстро и качественно.

Использование ремонтно-монтажной обоймы

Это еще один вариант, объясняющий, как соединить металлическую трубу с металлической. Здесь используется особый элемент – хомут из двух половинок, которые крепятся между собой прочными болтами. При этом образуется качественное и надежное соединение. Данный элемент производится как стандартный хомут и как тройник. В большинстве случаев ремонтно-монтажные обоймы применяют в случае срочных ремонтов. Это могут быть прорывы, течи, трещины в трубопроводе.

Виды фитингов

Существует несколько типов данных элементов для труб из металла, которые можно использовать для соединения магистрали без необходимости задействования сварки. Различают резьбовые и обжимные элементы. Первые соединительные детали чаще всего производятся из высокопрочных стальных сплавов с нарезанной цилиндрической резьбой. Для создания максимальной герметичности резьбу дополнительно уплотняют льняной прядью, ФУМ-лентой или аналогичным материалом. Что касается размеров, то минимальный составляет 8, максимальный – 100 миллиметров. Такие изделия помогают эффективно соединять трубопроводы.

Обжимная арматура

Это прессовые фитинги с одним или двумя обжимными кольцами. Как соединить две металлические трубы без сварки данным способом? С помощью таких пресс-фитингов создается прочное и герметичное соединение. Элемент крепко прессуется к участку состыковки. В случае аварии его срезают и заменяют новым. Используют его в тех условиях, где невозможно применить все остальные способы.

Заключение

Сегодня существует масса вариантов того, как правильно соединять металлические трубы отопления. Каждый способ хорош по-своему, и выбирать нужно в зависимости от условий. Наиболее прочное соединение – фланцевое и резьбовое. Если же трубопровод придется разбирать, тогда лучше использовать фитинговый метод. Сейчас в продаже можно найти огромное количество различных фитингов под любую задачу и размер.

Способы соединения труб без сварки

Сегодня существует намного больше способов соединения труб, чем традиционные сварка и резьба. Он зависит от материала, из которого изготовлены соединяемые изделия.

Металлические (чугунные, стальные, медные, из нержавейки) и полимерные (металлопластиковые, поливинилхлоридные, полиэтиленовые) требуют разного подхода.

Способы соединения гибких труб

Для соединения гибких труб без использования сварочного аппарата используют фитинги. Их так же можно соединять сцеплениями, которые обхватывают большую часть соединения. С помощью фитингов соединяют трубы, которые имеют диаметр до 32 сантиметров. Однако собрать подобным образом систему большого диаметра считается нецелесообразно — стык будет иметь низкую надежность.

Для состыковки полиэтиленовых труб малого диаметра применяют компрессионные фитинги. Этот метод считается не дорогим и надежным. Если труба имеет средний диаметр, то лучше использовать муфту соединения.

Устройство соединительного узла компрессионного фитинга

Жесткие трубы

Основные способы соединения жестких трубопроводов:

  • склеивание;
  • использование хомутов;
  • с помощью соединительных муфт.

В водопроводных системах пользуются фланцевым соединением.

Раструбное

Соединение раструбами может быть разъемным и неразъемным. Такой метод используется для систем, которые не подвержены воздействию давления. Примерами могут служить состыковка чугунных и пластиковых труб в канализационных системах:

Можно использовать хомуты. На место соединения хомут одевается с подкладкой из резины.

Чтобы соединять пластиковые или полипропиленовые трубы, используют клей. В таком случае система становится неразъемной.

В промышленности трубы соединяют ниппельным или шарнирным способом. С помощью шарниров удается избегать закручиваний в системе трубопровода. Для вставки измерительных приборов используют ниппельное соединение.

Шарнирный соединитель для трубопроводов

Прессование и развальцовка

Для соединения медных труб хорошо зарекомендовало себя прссование. Работу можно выполнить быстро и просто. Сначала с помощью труборасширителя выполняется так называемый фитинг. Другой конец вставляется в него вставлятеся. Специальной прессовочной машиной производится зажим соединения. Готово!

А еще медные трубы можно соединять развальцовкой. В случае необходимости данное изделие можно разобрать.

Вывод

Существует множество способов соединения труб без использования сварки и резьбы. Каждый отлично подходит для того или иного вида труб. Но они имеют свои достоинства и недостатки
Самые прочные соединения – фланцевые.

Фитинги хороши тем, что можно в любой момент разобрать систему.

Заметим только! В системе отопления нельзя использовать безрезьбовые и безсварочные методы.

Соединяем стальные трубы без сварки

При соединении и ремонте металлических труб, как правило, используют резьбовое сочленение или сварку. Но в ряде случаев нарезать новую резьбу не представляется возможным, а сварочные работы крайне трудно произвести из-за повышенной пожарной опасности или труднодоступности места стыка разных участков магистрали.

Кроме того, эти работы требуют значительных финансовых и временных затрат, и в этом случае используют способы соединения труб без сварки и резьбы, которые позволяют обеспечить надёжный и долговечный результат без больших вложений и в кратчайшие сроки. Мы кратко расскажем об этих способах.

Краткий обзор способов соединения и ремонта трубопроводов

Металлические трубы имеют определённый срок службы, и особенно они подвержены коррозии в зоне резьбовых соединений при высокой температуре жидкости. Иногда, из-за низкого качества материала, в теле труб возникают свищи, которые требуют срочного ремонта, а в чугунных канализационных трубах могут происходить трещины и сколы от механического воздействия.

Форс-мажорные обстоятельства требуют быстрого реагирования, обеспечивающего надёжный ремонт газовых, водопроводных, отопительных и канализационных труб без резьбы и сварки. В промышленности существует опыт такого соединения газовых и нефтяных трубопроводов, который обеспечивает не только герметичное соединение, но и отсутствие коррозии на стыковых частях.

Необходимость оперативного и качественного ремонта, а также осуществления врезки с отводом от магистрали, подтолкнули инженеров к ряду конструкторских решений. Основным принципом каждого из них является соединение труб без сварки, обеспечивающее герметичное и прочное соединение стыков, даже при высоком давлении и горячем носителе в системе.

Этот процесс производится с помощью следующих наиболее популярных устройств:

  • ремонтные работы с помощью хомута, этим способом можно устранить неисправность водопроводной, канализационной системы и даже отремонтировать трубу глушителя автомобиля;
  • фланцевое соединение на болтах с применением резиновых прокладок;
  • ремонтно-монтажные обоймы для систем водоснабжения;
  • муфта Гебо или компрессионный фитинг, позволяющий соединять участки и делать отводы от основной трубы, где температура носителя не выше 80 о С с возможностью повторного использования;
  • монтаж труб, поворотных элементов и ответвлений с помощью пресс-фитингов, которые обжимают трубы с помощью пресс-клещей и обеспечивают высокую прочность и герметичность неразъёмного соединения.
  • магистральные соединения, основанные на герметичных термоусадочных муфтах с применением специального оборудования.

В отличие от свариваемых труб соединения на основе уплотнителей не требуют специальной разделки торцов, а нуждаются лишь в очистке от загрязнений, неровностей, ржавчины и металлических заусениц с целью обеспечения герметичности места стыковки.

Сочленение труб с помощью хомутов, фланцев и обойм

Простейшие устройства для быстрого ремонта и сочленения труб, обычно крепятся болтами и состоят из двух частей, которые надеваются на трубу и с помощью резинового уплотнителя фиксируются в нужном месте. Исключением является фланцевое соединение газовых труб, которое стягивается болтами через резиновую прокладку с целью замены отрезка магистрали.

Замена металлических и пластиковых стоков канализации при ремонте также основывается на замене повреждённых участков с установкой резиновых уплотнителей без стягивания потому, что в них нет давления. Здесь главным является не допустить протечки, стекающей самотёком воды и появления запахов.

Быстрая врезка или ремонт при помощи хомутов и обойм не является абсолютно надёжным, особенно в системах с высоким давлением и температурой носителя, и является временной мерой. Хомуты различных конструкций представляют собой неразъёмные или разъёмные трубообразные конструкции и затягиваются через прокладки на местах прорыва с помощью болтов.

Они рассчитаны на диаметр всех используемых труб вплоть до 1520 мм и бывают одинарными, двойными или тройными. Отличаются быстрым монтажом на повреждённом участке, но требуют аккуратной и последовательной затяжки болтов без перекосов и деформации уплотнителей.

Соединение при помощи ремонтных обойм более надёжно потому, что они представляют собой литой корпус из окрашенного металла, состоящий из двух разъёмных частей. При этом способе также используется резиновая толстостенная прокладка, а обе части соединяются болтами.

Установка хомутов и обойм производится в следующей последовательности:

  • аварийный участок должен быть тщательно очищен от металлической стружки, неровностей, ржавчины и иных загрязнений;
  • в случае наложения хомута на место повреждения наматывается резиновая накладка и герметизируется;
  • если монтируется ремонтная обойма, то надевается резиновый уплотнитель, разрез которого смазывается силиконовым герметизирующим составом;
  • затем последовательно и без перекосов затягиваются болты, в случае обоймы крест-накрест.

Ремонтные обоймы позволяют осуществить крестообразную или Т-образную врезку, а также используются при соединении двух участков трубопровода.

Соединение металлических труб с помощью пресс-фитингов и муфт

Система прессовых фитингов позволяет осуществлять прочные, герметичные и долговечные соединения трубопроводов различного назначения, вплоть до отопительных, и рассчитана на высокое давление и температуру носителя. Также в ассортименте присутствуют тройники и поворотные колена с углом 45 о и 90 о , а при наличии аппаратуры для заморозки возможно быстро и качественно подключить новые радиаторы непосредственно в отопительный сезон. Существенным недостатком этой системы является дороговизна оборудования потому, что этот метод требует применения специального инструмента для обжима фитинга или пресс-клещей.

Более простым решением проблемы стыковки стальных, чугунных и пластиковых труб является применение разъёмных муфт UR-01 с двухсторонним уплотнением на болтах. Эти изделия служат для соединения труб диаметром от 50 до 300 мм и держат давление до 16 атм. Муфты снабжены расширительными полиоксиметиленовыми кольцами с фиксаторами типа бикромет, а корпус и прижимные крышки сделаны из высокопрочного окрашенного чугуна. Уплотнительные кольца изготовлены из этиленпропиленового каучука, а вся конструкция позволяет компенсировать незначительное угловое отклонение, держит гидроудар и защищает от растягивающих нагрузок.

К недорогим разъёмным решениям относится и компрессионная муфта Gebo, которая выпускается в одностороннем и двухстороннем исполнении и позволяет выполнять врезки и угловые соединения. Она состоит их следующих основных деталей:

  • основного одно- или двухстороннего прочного корпуса;
  • уплотнительного конусного резинового кольца;
  • металлического прижимного кольца;
  • разрезного зажимного кольца с насечкой для фиксации на поверхности трубы;
  • резьбовой гайки, обеспечивающей зажим, герметичное уплотнение и фиксацию всей конструкции.

В двухстороннем исполнении муфта имеет компрессионные кольца с обеих сторон и служит для безрезьбового соединения двух деталей. Процесс сборки крайне прост, но требует эффективной очистки участка монтажа от ржавчины загрязнения и металлической стружки. Надёжная фиксация по прочности и долговечности не хуже резьбовых соединений и обеспечивается как трением уплотнительной прокладки, так и фиксацией на теле трубы с помощью обжимного кольца. Одним из преимуществ данной конструкции является возможность повторного использования этого элемента с заменой резинового кольца на новое изделие.

Что имеем в итоге?

Рассмотренные нами способы соединения труб без сварки и резьбы являются быстрой возможностью устранить прорыв в системе горячего и холодного водоснабжения и канализации. Правильная постановка задачи и грамотный выбор изделия обеспечат вам устранение неполадки и существенную экономию средств в непредвиденной ситуации, которая может произойти в каждом доме.

Соединение труб из металла без сварки

Устройство трубопровода из металлопроката позволяет получить надёжную и крепкую магистраль. Однако не всегда есть возможность использования специального оборудования, а поэтому возникает необходимость провести соединение металлических труб без сварки. Такие работы вполне актуальны для мастера с небольшим опытом или в том случае, если требуется провести срочный ремонт магистрали.

О том, как соединить металлические трубы без сварки и как правильно соблюсти все рекомендации, в нашем материале ниже.

Важно: при помощи приведенных ниже способов можно соединять две и более стальных трубы. Главное строго следовать технике выполнения работ.

Преимущества соединения труб без сварки

Безсварное соединение стальных труб выгодного отличается от монтажа при помощи сварочного аппарата. И особенности заключаются в следующем:

Нет необходимости покупать или брать в аренду дорогостоящее оборудование;

  • Экономия средств на услугах сварщика, а эти мастера, как известно, стоят недешево;
  • Прочность соединения элементов магистрали без использования сварки не хуже, чем сварное;
  • Кроме того, при безсварном монтаже двух и более отрезков труб из стали налицо герметичность магистрали для любого носителя.

При этом способов соединения металлического трубопровода без сварки три:

  • Использование резьбовой муфты;
  • Применение муфты «Гебо»;
  • Использование ремонтно-монтажной обоймы;
  • Затяжка фланцев.

Рассмотрим каждый из способов стыковки своими руками подробнее.

Резьбовая муфта

Если мастер имеет две стальные трубы, которые необходимо соединить в единую магистраль, то сделать это можно при помощи специальной муфты с резьбой. На первый взгляд становится непонятно, на какую де резьбу надевать эту самую муфту. Но профессионалы открывают секрет, как на гладкую поверхность стали нанести резьбу своими руками и соединить элементы в единое целое. Сразу отметим, что нарезать резьбу можно с помощью электрического оборудования (резьбонарезателя) или вручную с помощью плашек (лерки). И если с первым вариантом все ясно, то работа своими руками требует соблюдения определенной технологии. Итак, соединение труб при помощи резьбовой муфты выполняют таким образом:

  • Две трубы, подготавливаемые к стыковке, следует тщательно очистить от пыли и грязи. Если на поверхности стали имеются старые сварные швы, их необходимо срезать или сточить специальным напильником. Также удаляется краска и прочие мешающие процессу составы.
  • Теперь с торцов труб следует нарезать фаску, края которой будут сточены внутрь просвета тубы. Это позволит беспрепятственно надеть плашку для нарезания резьбы.
  • На один из подготовленных торцов надеваем лерку и проворачиваем в пол оборота.

Важно: необходимо следить, чтобы летка была надета на трубу строго перпендикулярно её оси. Иначе резьба получится скошенной.

  • Теперь отодвигаем лерку в обратном направлении на четверть оборота. Таким способом, продвигаясь понемногу, удастся нарезать резьбу на нужную длину на одной трубе.

Совет: при выполнении нарезки не забываем смазывать бороздки резьба любой технической смазкой. Это обеспечит плавный ход плашки и ускорит процесс.

  • После того как на одной трубе будет нарезана резьба, формируем такую же и на другой трубе. При этом стоит понимать, что длина резьбы на одной из труб должна превышать в 1,5-2 раза резьбу на другой тубе. Это позволит легко и свободно надеть муфту и продвинуть её к середине соединения таким образом, чтобы трубы находились чётко в её середине и при этом образовывали крепкое соединение.

Надеваем муфту

Как только резьба на обоих торцах стальных труб будет нарезана, можно приступать к установке муфты с гайкой. Действуем по такой схеме:

  • На резьбу, которая имеет большую длину, надевают сначала гайку, а затем и саму муфту.
  • На торец второй трубы надевают вторую гайку.
  • Теперь трубы подводят друг к другу и начинают проворачивать муфту в направлении другой тубы. В результате такого движения муфта должна навернуться на резьбу второго трубного элемента. Действовать таким образом нужно до тех пор, пока муфта не соединит обе трубы на одинаковое количество их длин с торцов.
  • Теперь остается гидроизолировать места под гайки при помощи пакли или сантехнической ленты (ФУМ), после чего обе гайки вплотную придвигаются к муфте, образовывая прочное и герметичное соединение.

Важно: подобный способ стыковки стальных труб будет невозможен в том случае, если трубы уже смонтированы близко к стене, а их демонтаж не предполагается. В этом случае можно использовать один из нижеприведенных способов соединения магистрали.

Муфта «Гебо»

Подобный элемент выполнен в виде компрессионного фитинга. В кругах профессионалов такую муфту могут еще называть «гебу» или «гебра». Однако принципа действия это не меняет. Соединение двух элементов магистрали при помощи такой муфты несложное и при этом не требует каких-либо специальных инструментов или навыков.

Важно: муфта «Гебо» может быть выполнена как в виде хомута, так и в виде тройника. Последний удобен тем, что позволяет произвести разветвление магистрали любого назначения без лишних монтажных или ремонтных работ. Врез в систему при этом происходит быстро и качественно.

Работу выполняют по такой схеме:

  • Сначала подготавливают торцы соединяемых труб методом зачистки от остатков краски, сварки, пыли и грязи.
  • Теперь на один конец трубы надевают сначала гайку;
  • Следом — зажимное, а после него и прижимное кольцо;
  • Далее очередь за уплотняющим кольцом;
  • И, наконец, на трубу накручивают (надевают) муфту до половины и затягивают гайку.
  • Теперь осталось соединить обе трубы, надев на вторую все элементы в той же последовательности.

Готовое соединение пригодно к эксплуатации магистрали с любым носителем в ней.

Соединение труб ремонтно-монтажной обоймой

Такой элемент представляет собой хомут (седелку) в виде двух соединяющихся между собой металлических деталей. Такие половинки соединяются на трубе прочными болтами, образуя надежное и крепкое соединение.

Важно: ремонтно-монтажная обойма, так же как и муфта «Гебо» выполняется в виде стандартного хомута, либо в виде тройника. Последний также позволяет производить врез в систему без лишних трудозатрат.

Совет: ремонтно-монтажная обойма предназначена в большинстве случаев для срочного ремонта трубопровода при возникновении трещин, порывов или течей. Стоит лишь принимать во внимание, что обойму лучше использовать только в магистралях с низким давлением в системе.

Работы по монтажу выполняют таким образом:

  • Подготавливаем торцы стыкуемых труб методом очистки их от краски, ржавчины или старых сварных швов. Поверхность труб должна быть абсолютно гладкой.
  • Теперь на место стыка труб надевают резиновый уплотнитель, предварительно промазанный силиконовым герметиком в месте разреза. Резину надевают таким образом, чтобы между ней и поверхностью труб не оставалось зазоров.
  • Поверх резинового уплотнителя надевают обе половинки обоймы и плотно стягивают болтами.

Важно: по такому же принципу на трубы из стали надевают муфту-хомут. Разница заключается лишь в том, что обойму стягивают болтами с двух сторон, а хомут — с одной.

Фланцевое соединение

Стыкование стальных труб при помощи фланцев — не менее распространенный способ безсварного стыкования участков магистрали. При использовании такого способа следует все действия выполнять в точной последовательности. Работы выполняют так:

  • Поверхность подготовленных труб и фланцев очищают от копоти и жира. Поверхности всех элементов проверяются на отсутствие сколов, впадин, вмятин и царапин. Следует также осмотреть все стыкуемые элементы на предмет наличия коррозии.
  • Все поверхности дополнительно шлифуются, чтобы удалить с них заусенцы и пр. Можно предварительно провернуть по всем резьбовым соединениям гайки и болты.
  • Теперь следует проверить на целостность резиновую прокладку и установить её на место стыкования труб.
  • На прокладки надевается фланец каждый на отдельный торец трубы.
  • Затягивать фланцы болтами и гайками следует осторожно. От правильности выполнения затяжки зависит герметичность соединения. Для этого сначала слегка затягивают первый крепеж. Теперь необходимо произвести стяжку противоположного болта и гайки. Таким образом производят фиксацию всех пар крепежей, не усердствуя особо в силе затяжки.

Важно: если монтируется фланец с четырьмя болтами, то техника затяжки должна иметь вид крест-накрест.

При затяжке креплений стоит понимать, что напряжение от стянутых крепежей должно исключительно равномерно распределиться между всеми крепежами фланца. Иначе стык со временем разойдётся. Учтите, что в момент затяжки крепежей на каждый болт действует усилие, которое строго противоположно усилию затяжки соединения. Именно такой эффект способен привести к срыву резьбы при чрезмерном воздействии на гайки и болты.

Чтобы отрегулировать силу затяжки, можно использовать один из таких инструментов:

  • Пневматический гайковерт;
  • Натяжной механизм гидравлического типа;
  • Динамометрический гидравлический ключ;
  • Динамометрический ручной ключ.

Важно: контролировать силу затяжки крепежей вручную может только профессионал с большим опытом.

После того как трубы соединены при помощи фланца, можно запустить систему в работу. Но здесь стоит учесть, что будет налицо потеря силы затяжки около 10%. Этому будут способствовать вибрации в системе, перепады температур или усадка резиновой прокладки. В этом случае через 1-2 суток рекомендуется провести дополнительную затяжку крепежей в соответствии с первоначально достигнутым уровнем по нормативам.