Смазка Циатим 201

Что такое «Циатим 201» и где можно применять

Применение смазочных материалов в различных устройствах и механизмах является обязательным.

Самым оптимальным вариантом снижения коэффициента трения является подача жидких масел под давлением, но к сожалению, данный способ имеет существенные ограничения. В случае, когда необходимо заполнить зазор между трущимися деталями смазкой и при этом невозможно обеспечить герметичность детали, применяются пластичные составы.

Одним из самых качественных представителей этой категории является смазка «Циатим 201».

Это средство снижения трения может быть использовано для различных узлов. О характеристиках и применении «Циатим 201» будет рассказано далее.

Характеристики

Смазка «Циатим 201» используется для снижения трения в механизмах обладающих небольшим усилием сдвига. Достоинство этого состава заключается в том, что его физические качества и свойства не изменяются в широком диапазоне температур.

Вещество способно работать при морозе -60, а верхний предел положительных температур достигает +90 градусов.

Изготавливается «Циатим 201» из литиевого мыла, минерального масла и специальных присадок, которые предотвращают процесс окисления. Благодаря наличию добавок удаётся добиться высоких эксплуатационных характеристик, за счёт снижения вероятности образовании коррозии на металлических поверхностях.

Основным недостатком, который налагает существенные ограничения на сферу использования, является высокая гигроскопичность смазочного средства. По этой причине «Циатим 201» не рекомендуется использовать в узлах, работа которых осуществляется в условиях повышенной влажности. На открытом воздухе смесь не только активно поглощает воду из воздуха, но и может высыхать при продолжительном простое механизма под прямыми солнечными лучами.

Несмотря на наличие существенных недостатков, этот вид смазочного состава будет всегда востребован у автомобилистов благодаря невысокой стоимости. Цена за 1 кг смазки «Циатим 201» составит всего около 250 рублей.

Применение

Этот вид смазки может быть использован для обработки в следующих ситуациях:

1. В условиях крайнего севера. Благодаря тому, что состав выдерживает понижение температуры до -60 градусов, его использования в северных районах страны позволяет полностью исключить вероятность примерзания деталей.

2. В рулевом механизме автомобилей. Если рулевой механизм легкового автомобиля не оснащён гидроусилителем, то обработка трущихся деталей этой системы смазкой «Циатим 201» позволяет максимально снизить коэффициент трения.

3. В шаровых опорах. Этот вид механических устройств можно будет эксплуатировать длительное время, если между трущимися деталями будет заложено достаточное количество пластичной основы.

4. Ступицах колёс. Благодаря нанесению смазки «Циатим 201» на ступицы удаётся не только защитить деталь от чрезмерного износа, но и существенно повысить безопасность эксплуатации автомобиля.

5. Подшипниках генератора. В отличие от других устройств и механизмов автомобиля, вал генератора вращается всегда при работающем двигателе, поэтому необходимо смазать подшипники этой детали пластичной смазкой, которая даже при высокой температуре не расплавится и не вытечет. С этой задачей идеально справляется «Циатим 201».

6. Смазка контактных клемм электроприборов. Благодаря наличию в составе смазки антиокислительных присадок, средство может использоваться для обработки клемм аккумулятора и других электротехнических устройств, работающих в атмосфере повышенной концентрации агрессивных веществ.

Кроме перечисленных вариантов применения «Циатим 201», использование состава возможно в случае, когда требуется заложить смазку в подшипники качения, вращение которых не превышает 10 000 об/мин.

Отличие «Циатим 201» от «Циатим 221» и аналоги

Разница Циатим 201 и 221 ощущается ещё в процессе приобретения смазочного материала. «Циатим 221» стоит в 3 – 5 раз дороже.

Также этот вид смазки имеет преимущество перед «Циатим 201» по следующим характеристикам:

  1. Максимальная температура использования – до +150 градусов.
  2. Основа состава – силикон.
  3. Срок эксплуатации – до 40 лет.

«Циатим 221» является хорошей заменой смазки «Циатим 201», но при этом за один и тот же объём продукта потребуется заплатить в несколько раз дороже.

Также для замены «Циатим 201» могут быть использованы следующие аналоги:

  • «Эра»,
  • «Лита»,
  • МС -70.

Заключение

Для чего предназначена «Циатим 201» достаточно подробно описано в статье, но средство только в том случае будет соответствовать заявленным характеристикам, если смазка была произведена по ГОСТу.

Приобретение и использование поддельной продукции не только не предохранит смазываемые детали от пагубного воздействия процесса трения, но и значительно ускорит разрушение обработанной детали.

Циатим-201

    98 1 85k
    171 2 197k

Смазка «Циатим-201» — это антифрикционная многоцелевая смазка, используемая в мало- и средне нагруженных узлах скольжения, трения и качения. Область использования смазки — авиационная и автомобильная техника, электромеханические приводы, точные приборы и так далее. Особенностью «Циатим-201» является то, что она способна работать при низких температурах (до –60°С), не высокой влажности и незначительных механических нагрузках. Благодаря этому повсеместно используется в автомобилях в северных широтах, в частности, в условиях Крайнего Севера.

Характеристики и свойства «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» выпускается в соответствии с ГОСТ 6267-74. Состав представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, которое в процессе загущается литиевым мылом (стеаратом лития). Кроме этого, она содержит антиокислительную присадку, и обеспечивает высокую морозостойкость и тугоплавкость. Визуально «Циатим-201» — это мазь светло-желтого или светло-коричневого цвета.

Технические характеристики «Циатим-201» приведены в таблице:

Характеристика Значение
Диапазон рабочих температур –60°С. +90°С
Температура каплепадения +175°С
Эффективная вязкость при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более 1100 Па•с
Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более 3 мг
Предел прочности при +50°С 250. 500 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH 0,1
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более 25%
Пенетрация при +25°С Не нормируется
Срок годности от даты выпуска 5 лет (60 месяцев)
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 26%
Коррозионное воздействие на металлы Выдерживает
Температура хранения и транспортировки –30°С. +30°С
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более 0,1%
Содержание воды Отсутствует
Специфика свойств
1 В связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей.
2 Консервационные свойства смазки ЦИАТИМ-201 невысоки.
3 При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость.
4 Химическая стабильность удовлетворительная, что объясняется присутствием антиокислителя.
5 Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется.
6 Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая.

Смазка не токсична. Поэтому специальные средства защиты при работе с ней не требуются, они могут регулироваться лишь отраслевыми нормами на том или ином производстве.

Так выглядит смазка у которой закончился строк годности

К недостатками «Циатима-201» стоит отнести тот факт, что он быстро высыхает на воздухе. Поэтому им не рекомендуется смазывать открытые детали и механизмы. Аналогично, со временем, на открытом воздухе она теряет свои эксплуатационные свойства превращаясь даже в абразив. При длительном хранении начинает отделятся масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики. Так что в связи с низкой коллоидной стабильностью расфасовка более чем литровая банка просто нерациональна. По истечении срока годности смазка расслаивается и становится непригодной к дальнейшей эксплуатации. Также «Циатимом-201» крайне нежелательно смазывать высоконагруженные механические пары.

В связи с тем, что производителей «Циатима-201» существует очень много, некоторые из них выпускают свою продукцию не по ГОСТ 6267-74, а по собственным техническим условиям (ТУ). Обращайте внимание на это при покупке товара у того или иного производителя.

Применение «Циатима-201»

Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»

«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:

  • подшипники генератора, стартера и других электродвигателей;
  • оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • оси вращающихся механизмов;
  • валики;
  • подшипники скольжения;
  • петли;
  • тросы в оболочках;
  • гибкий вал спидометра;
  • рулевая рейка;
  • в шаровых шарнирах;
  • так же смазывают клеммы аккумуляторной батареи авто.
Читайте также  Вырубные ножницы по металлу

Это условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду. Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта.

Но, к сожалению, данная литиевая смазка во много уже не соответствует современным требованиям механической стабильности и максимальной температурой применения. Поэтому многие производители циатим 201 меняют масла МВП на МС-6, МС-8 или трансформаторное из нефти сибирского месторождения. Так что в тех случаях где от качества смазывания трущихся поверхностей зависит конечный результат эксплуатации, лучше стоит рассмотреть другие её аналоги.

Аналоги «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» имеет несколько иностранных аналогов. Среди них:

Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»

  • BP Energrease SY-HT 2. Высококачественная противоизносная смазка для использования при высоких температурах. Обладает антиокислительными свойствами и стабильными характеристиками в широком диапазоне температур. Используется в высокооборотистых подшипниках. Диапазон рабочих температур — –50°С. +200°С.
  • Shell AeroShell Grease 6 CM0000045. Универсальная минеральная смазка, имеющая в своем составе ингибиторы, которые задерживают процесс окисления и коррозии. Может использоваться для антифрикционных подшипников, коробок передач и различных подшипников. Диапазон рабочих температур — –40°С. +121°С.
  • Shell AeroShell Grease 22 CM0000046. Высококачественная многоцелевая смазка для тяжелых условий эксплуатации. Основа смазки — углеводородное синтетическое базовое масло, загущенное «Микрогелем». Имеет в своем составе антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные и повышающие несущую способность присадки. Диапазон рабочих температур — –65°С. +204°С.
  • Mobil Mobiltemp SHC 32. Это пластичная смазка, отличающаяся длительным сроком службы и предназначенная для закладки в шариковые и роликовые подшипники качения (обслуживаемые и герметичные), а также в шпонки, винты и закрытые передачи. Диапазон рабочих температур — –50°С. +180°С.
  • Teboil 0-Grease tb-211. Это специальная литиевая смазка, основанная на очень жидком минеральном масле. Рекомендуется для использования в работающих при небольших нагрузках подшипниках качения, измерительных и других приборах даже при очень низких температурах. Диапазон рабочих температур — –50°С. +80°С.
  • HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease. Универсальная смазка для автомобильного транспорта. Диапазон рабочих температур — –75°С. +221°С.

Среди отечественных средств также существует несколько аналогов упомянутой смазки. В частности, «Эра», «Зимол», «Лита», «МС-70», «Циатим-202», «Циатим-221» и другие.

Сравнение «Циатим-201» и «Циатим-221»

Многих автомобилистов интересует вопрос, можно ли использовать «Циатим-221» вместо «Циатим-201»? Забегая наперед, сразу ответим — да, можно, однако у 221-го «Циатима» существует ряд особенностей. Перечислим основные характеристики и отличия двух смазок:

  • «Циатим-221» 3060008 — это кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла. Ею можно смазывать пары поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». «Циатим-201» при длительном контакте с резиной может «вздуть» ее.
  • Температурный рабочий диапазон «Циатим-221» более широк, и составляет –60°С. +150°С (напомним, что аналогичный диапазон у «Циатим-201» — –60°С. +90°С).
  • «Циатим-221» стоит приблизительно в 3. 5 раз дороже, чем «Циатим-201».
  • «Циатим-221» сохраняет свои эксплуатационные свойства в течение 40 лет в отличие от «Циатим-201», чей срок годности составляет лишь 5 лет.
  • «Циатим-221» производится по другому стандарту — ГОСТ 9433-80.

В целом же считается, что для современных автомобилей любые смазки линейки «Циатим» малоэффективны, поскольку обладают низкими эксплуатационными характеристики по сравнению с имеющимися на рынке новыми аналогами.

Итоги

Резюмируя приведенную выше информацию, отметим, что преимущества смазки «Циатим-201» заключаются в ее низкой цене и морозоустойчивости. К недостаткам же стоит отнести малый температурный рабочий диапазон, невозможность работать в условиях высоких механических нагрузок, гигроскопичность (из-за чего ее нельзя использовать во влажной среде), недостаточную механическую стабильность, быстрое высыхание на открытом воздухе.

Таким образом, «Циатим-201» на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к смазкам подобного рода. Поэтому рекомендуем вам покупать более современные средства с более широким рабочим температурным диапазоном. Например, приведенные выше импортные аналоги. Однако, если у вас в гараже завалялась упаковка этой смазки, можете смело использовать ее в соответствии с перечисленными выше характеристиками.

Смазка ЦИАТИМ- 201

Это маловязкое однородное густое вещество желтого оттенка с различной цветовой интенсивностью. Благодаря невысокой стоимости и характеристикам смазка ЦИАТИМ -201 широко используется для обеспечения работы различных машин и механизмов. Обладает хорошими эксплуатационными качествами и применяется в работе узлов трения, скольжения и качения, при невысоких эксплуатационных нагрузках.

Состав, описание и физико-технические свойства

Смазка была создана в Центральном институте авиационных топлив и масел СССР в 1972 году. Название составлено, как аббревиатура заглавных букв учреждения разработчика. На сегодняшний день это один из лучших отечественных смазочных материалов для работы в условиях низких температур.

Технические требования к марке ЦИАТИМ приводятся в ГОСТ 6267-74, который был введен специально для этой смазки. По своему составу ЦИАТИМ-201 представляет собой очищенное масло нефти, смешанное с литиевым загустителем до значения эффективной вязкости не более 1000 Па. Для улучшения показателей добавлена специальная антиокислительная присадка, способствующая более длительному сроку хранения и эксплуатации.

Характеристики ЦИАТИМ-201

Тугоплавкие характеристики определяют температуру каплепадения или начала расплавления на уровне 175˚C. Интервал эксплуатационных температур для применения от -60˚C до +90˚C. Среди основных рабочих характеристик ЦИАТИМ-201 отмечаются такие свойства, как:

  • удовлетворительная механическая стабильность;
  • низкая коллоидная стабильность;
  • высокая морозостойкость.

Отмечается возможность проявления гигроскопичности материала, способствующая проникновению влаги в смазывающий слой, что существенно ограничивает применение ЦИАТИМ-201 для узлов и механизмов, работающих на открытом воздухе и в условиях повышенной влажности. Поставляется в металлических банках, ведрах и бочках из белой жести. При объеме до 250 грамм расфасовывается в пластиковые или алюминиевые тубы.

Доступные фасовки от 50 грамм до 170 кг.

Гарантийный срок хранения ЦИАТИМ-201 в закрытой заводской таре составляет 4 года, после этого возможно выделение жидкого масла и резкое снижение эксплуатационных характеристик.

Применение смазки

Материал используют для смазки таких узлов трения, как подшипники качения и скольжения, шарниры, трущиеся поверхности и другие. Химическая инертность по отношению к большинству полимерных материалов и резине позволяет ее применение в соответствующих парах трения, например, для смазки пневматических цилиндров с резиновыми уплотняющими кольцами. Невосприимчивость ЦИАТИМ-201 к низкому давлению используется на узлах трения вакуумных установок, работающих при глубоком разряжении. Несмотря на появление новых смазочных материалов, этот тип смазки до сих пор является наиболее распространенным при техническом обслуживании авиационной техники.

ЦИАТИМ-201 применяют для использования во всех видах наземной техники, которая эксплуатируется в условиях низких температур.

Ее используют для подвижных деталей электронного, радиотехнического, электромеханического и измерительного оборудования.

Благодаря хорошей электропроводимости смазка применяется для защитной обработки клемм, контактных соединений и других элементов в электрооборудовании. Как видим область применения смазочного материала достаточно широка и распространяется практически на все промышленные отрасли, транспорт и добычу.

Преимущества и недостатки

Два главных достоинства смазки ЦИАТИМ-201 заключаются в возможности продолжительной эксплуатации в условиях низких температур и ее низкой стоимости, способствующей широкому применению в различных сферах деятельности. Кроме этого следует отметить:

  • хорошую механическую стабильность;
  • высокие тугоплавкие свойства;
  • химическую инертность;
  • электропроводимость;
  • довольно продолжительный срок хранения.

Главный недостаток смазки ЦИАТИМ-201 заключается в возможной гигроскопичности и насыщении влагой. При низких температурах это может привести к образованию кристаллов льда и повреждению смазанного узла. Поэтому область использования ограничивается закрытым пространством без доступа влаги. Серьезным недостатком считается невозможная эксплуатация смазочного материала в режиме средних и высоких механических нагрузок. Кроме этого, во время эксплуатации на открытом воздухе ЦИАТИМ-201 высыхает, постепенно доходя до плотного абразивного состояния. Поэтому ее не рекомендуется использовать для условий длительной консервации машин и механизмов.

Читайте также  Шнек: определение, назначение, устройство

Существующие аналоги

К наиболее часто применяемым отечественным заменителям ЦИАТИМ-201 относятся:

  • смазки МС-70,
  • ЛИТА,
  • «Зимол»,
  • ЦИАТИМ-221.

Первые три соответствуют механическим характеристикам, но имеют меньший эксплуатационный диапазон температур, последняя является водостойкой и превосходит ЦИАТИМ-201 по ряду показателей, зато и стоит в несколько раз дороже. Кроме это Среди зарубежных масел в качестве аналогов можно назвать:

  • синтетическую многоцелевую смазку Shell AeroShell Grease 22;
  • литиевый минеральный смазочный материал Teboil 0-Grease;
  • Mobil Mobiltemp SHC 32.

Эта зарубежная продукция отличается очень высоким качеством изготовления и очень хорошими эксплуатационными характеристиками, но ее высокая стоимость часто заставляет задуматься о целесообразности замены. Литиевую смазку ЦИАТИМ-201 можно предусматривать ее применение в работе малоответственных узлов и механизмов, не подвергаемым большим нагрузкам. Эксплуатация допускается только в условиях гарантированной защиты от воздействия влаги. Материал не следует применять для смазки периодически работающих машин. В общем и целом можно сказать, что ЦИАТИМ-201 полностью не отвечает возросшим современным требованиям к смазочным материалам. Однако учитывая её экономически выгодную стоимость, полностью переходить на дорогие аналоги не стоит. Эта смазка все еще может с успехом применяться во многих случаях.

Характеристики ЦИАТИМ-201

Циатим 201 — технические характеристики смазки и особенности использования

Многих моих знакомых, клиентов, да и меня лично, порой раздражает тот факт, что на рынке ГСМ сегодня так много различных смазок и сопутствующих составов, что выбрать подходящий, просто не реально. Конечно, есть очень популярные смазки, обладающие нужными характеристиками, и подходят для частого применения, но и стоимость такой продукции весьма высока.

Я предпочитаю покупать смазку Циатим 201, которая не просто удовлетворяет все мои пожелания, но и выполняет все требуемые функции. Продукт подходит для разнопланового использования, что меня очень радует. Не всегда же нужно смазывать мотор у автомобиля или другие детали. Когда я впервые приобрел Циатим 201, опасался, что нужного эффекта продукт не даст. Очень рад, что ошибался и сегодня применяю данный состав постоянно в работе. Своими впечатлениями я бы хотел поделиться с читателями, а также, дать несколько советов.

Краткое описание смазки

Приобретая Циатим 201, можно рассчитывать на получение отличного антифрикционного и смазывающего состава разного применения. Продукт был создан еще во времена СССР, на основе ГОСТа 6267-74 и предназначался для смазывания конструкций различных узлов, деталей скольжения, качения и трения с небольшой и средней нагрузкой. Название веществе «ЦИАТИМ» — это аббревиатура, под которой скрывается наименование подразделение, занимающееся разработкой масел и топлива для авиации.

Широкий спектр возможностей делает вещество очень востребованным и популярным у пользователей, причем покупают люди смазку для применения в авиатехнике и в электроприборах в мех.приводах и прочих агрегатах, функциональных узлах, устройствах. За счет того, что смазка неплохо переносит морозы и не твердеет даже при -60 градусах Цельсия, использоваться состав можно даже в северных регионах страны.

Состав Циатим 201

Внешне продукт выглядит как маслянистый состав коричневого оттенка. Благодаря тому, что в составе вещества присутствует литиевое мыло, продукт имеет еще и другое название – литиевая смазка. Помимо указанной добавки, продукт состоит из таких ингредиентов:

  • нефтяное масло малой вязкости;
  • стеарат лития (литиевое мыло), который применяется в качестве загустителя;
  • присадки, защищающие от окисления смазанных поверхностей деталей.

Благодаря наличию в составе таких веществ, продукт выполняет свои функции при показателях термометра в -60 — + 90 градусов Цельсия. Запас прочности у продукта 500 Па (Паскаль).

Технические параметры смазки

Благодаря наличию в составе различных компонентов, Циатим 201 приобрел особые тех.показатели. Для наглядности, представлю их в виде таблицы:

Критерии Показатели
Рабочая температура -60 — + 90 градусов Цельсия
Температура каплепадения 175 градусов Цельсия
Вязкость при -50°С и предел прочности при +50°С 1100 Па•с и 250…500 Па
Устойчивость к окислению, мг КОН на 1г. 3 мг.
Испаряемость за час при 120 °С 25%
Срок годности с даты изготовления 5 лет

Добавить можно то, что смазка не содержит воды и поэтому, не может спровоцировать развитие ржавчины у металлов. Смазка не слишком липкая, поэтому иногда смывается, но материал не относится к токсичным, а значит, при работе с продуктом не потребуется использовать средства индивидуальной защиты. Если циатимовая смазка воспламенилась, то тушить непременно надо пеной, а не водой.

Преимущества и недостатки смазывающего состава

У Циатим – 201 есть несколько несомненных плюсов и точно имеются минусы. Расскажу о преимуществах и недостатках более подробно. Из преимуществ можно выделить следующие характеристики:

  • недорогая (от 173 рублей за килограмм) и нетоксичная смазка, что автоматически относит состав к безопасным;
  • продукт инертен и нейтрален, то есть на резиновые и пластмассовые детали он никак влиять не будет;
  • не течет и отличается хорошей вязкостью;
  • подходит для использования даже на жаре и при холоде.

К сожалению, недостатки у продукта тоже есть. Во-первых, открытую банку не стоит длительное время оставлять на открытом воздухе. Во-вторых, для открытых механизмов и узлов продукт использовать нельзя, поскольку эффект сначала хороший, а потом возникают проблемы, в виде высыхания состава. Долгое время вещество тоже не хранится, поскольку теряет свои способности, расслаивается и становится непригодным для использования.

Дополнительная информация о смазке представлена в видеоролике:

Аналогичные составы

Смазка выпускается в России, но конкуренты у нее тоже есть. В качестве альтернативных вариантов можно выделить следующие составы с аналогичными свойствами и возможностями:

Название состава Краткая характеристика
BP Energrease SY-HT 2 / БП Энергрис Подходит для узлов, где наблюдается высокая температурная нагрузка. Отлично защищает от износа и коррозии.
Shell AeroShell Grease 6 / Шел Аэрошел Гриз 6 Состав, изготовленный на минеральной основе. Универсальный, защищает от коррозии и выступает в роли антифрикционного смазывающего состава.
Mobil Mobiltemp SHC 32 / Мобил Мобилтемп Надежный состав с долгим сроком эксплуатации. Подходит для подшипников разного типа.
HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease / Хаски Продукт, имеющий температурный диапазон от -75 до + 221 градуса Цельсия.

Предлагаемые смазки, без сомнения очень качественные и могут выполнять свои функции даже при очень низких/высоких температурах, но Циатим 201 выделяется выгодной ценой и неплохими характеристиками.

Заключение

Закончить обзор по смазке можно выводами:

  1. Циатим 201 очень популярен в России за счет невысокой стоимости и отличных технических характеристик.
  2. Смазка не содержит воду, но способна ее отлично впитывать. Благодаря этому качеству, состав не вызывает коррозии и защищает от нее металлические элементы.
  3. Из недостатков люди отмечают отсутствие возможности длительного хранения состава и быстрое высыхание на воздухе.

Смазка ЦИАТИМ 201

Содержание статьи

  1. Смазки ЦИАТИМ их разновидности и применение
  2. Виды смазок выпускаемых смазок ЦИАТИМ
  3. Аналоги смазки ЦИАТИМ 201
  4. ЦИАТИМ 221, ЦИАТИМ 221F
  5. Смазки Литол – 24, Литол-24РК.

Смазки ЦИАТИМ их разновидности и применение

Это смазки, изготовленные на основе стеарата лития, или как ещё чаще называют – литиевого мыло, которое выступает как загуститель масла. Также в состав входят нефтяное масло и комплект присадок, которые выполняют роль антиокислителей. Цвет у смазки желтый, иногда светло-коричневый. Она была разработана ещё в 70 годы и до сих пор используется очень широко. Например, в авиационной, автомобильной технике, в оборудовании для радиотехники, в разного назначения точных приборах. В общем, везде, где работы связаны с пониженными температурами и с невысокими нагрузками.

Читайте также  Станок вертикально-сверлильный 2Н118

Вид смазки ЦИАТИМ 201

Например, в ступицах, рулевых рейках, у которых отсутствует гидроусилитель,в шарнирах и пыльниках шаровых опор она работает отлично. В электроприборах при обработке клемм она защищает последние от окисления.

Виды смазок выпускаемых смазок ЦИАТИМ

В настоящее время выпускаются такие виды смазок: ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ 203 и ЦИАТИМ-221

Если рассматривать смазку ЦИАТИМ-201, которая выпускается до сих пор по ГОСТ 6267 -74, чем гарантируется качество продукции, её положительными характеристиками по применению может служить способность выдерживать температуру от -60 градусов до +90. Она имеет небольшую вязкость, поэтому для соединений, которые испытывают постоянное трение, это отличный вариант. Её также часто применяют для того, что бы смазывать охотничьи ружья – всех его частей. Но при работе высоконагруженных узлов и механизмов такая смазка применяться не может из-за того, что при нагревании до невысокой температуры +90 градусов она начинает окисляться и теряет свои свойства.

Также она разлагается при длительном хранении, на её поверхности в таре для хранения, а также при смазке механизма для хранения появляется масло. Это один из важных недостатков.

Вторым недостатком является то, что она впитывает влагу из воздуха и не только, меняя при этом свои свойства в худшую сторону.

Получается, что технические характеристики смазки ЦИАТИМ 201 таковы, что применять её можно только для ненагруженных узлов и деталей, находящихся в закрытом состоянии без доступа влаги. Причём, срок пригодности смазки небольшой.

Одним из самых больших достоинств смазки ЦИАТИМ 201 является её цена, поэтому купить ей можно по цене от 92 рублей за упаковку 360 грамм. Расфасовки бывают разные, от 20 грамм до 20 килограмм.

В герметично закрытой таре смазка долго хранит свои качества

Конечно, если покупать большую упаковку смазки ЦИАТИМ 201, цена в перерасчёте за 1 кг будет гораздо ниже, например такая упаковка в 20 кг будет стоить 3500 рублей, что в итоге 1 кг будет стоить 175 рублей, что весьма выгодно. Если брать наиболее распространённую упаковку смазки ЦИАТИМ 201 весом 0,8 кг, её можно купить от 210 рублей за упаковку.

Смазка 0, 8 килограмм часто имет такую упаковку.

Но большие упаковки, хотя они и выгодные с точки зрения цены, нужно покупать с оглядкой. Смазка в открытом виде быстро засыхает и портится.

Аналоги смазки ЦИАТИМ 201

Если вернуться ещё раз к характеристикам смазки ЦИАТИМ 201, нужно отметить и то, что изготовляется она полностью без применения различных синтетик, из масла, которое получено при перегонке нефти, и литиевого мыла, поэтому можно считать её экологически чистой смазкой. Если придерживаться опредёленных ГОСТом условий, смазка может служить очень долго. При правильном применении смазки, трение между деталями практически близкое к нулевому.

В случае, когда детали не испытывают больших нагрузок и, как оговаривалось находятся в закрытом от попадания влаги состоянии, это действительно недорогая, но достойная смазка.

Но в реальности найти такие условия эксплуатации смазки, что бы сохранить её свойства, сложно. Если взять следующий вид смазки, такой как ЦИАТИМ 202, она практически такая же, но температурный предел применения от -50 до +120 градусов. По остальным характеристикам практически одно и то же .Как и 201 собрат, размягчает резиновые покрытия.

Смазка ЦИАТИМ 203 более совершенна, имеет добавки, улучшающие её вязкость, а также противозадирные характеристики. Загущение низкосортного нефтяного масла, из которого вырабатывается смазка, производится техническим саломасом и асидолом. За счет этого имеет большую химическую стабильность, и срок её хранения намного больше.

Может использоваться в подшипниках, червячных передачах, зубчатых деталях. Работает при температуре от -50 до + 120 градусов.

ЦИАТИМ 221, ЦИАТИМ 221F

изготавливается по ГОСТу 9433-80 и является термостойкой смазкой.

Эта смазка более совершенна, прекрасно работает и с доступом воздуха, и в вакууме, не впитывает влагу. Срок её хранения до 40 лет. Изготавливается она с применением загустителя из кальциевого мыла, в чем отличие от литиевых смазок. Также в состав входит кремнеорганика, то есть силикон (силиконовое масло), за счет чего цена на смазки в 3-4 раза выше ЦИАТИМ 201.

Работает хорошо при температуре от -60 до +150 градусов Цельсия.

Смазка не токсична, при попадании на кожу и слизистые не вызывает никаких нежелательных реакций , не разрушает резиновые и разного рода полимерные детали.

Более улучшенный вариант этой смазки, это ЦИАТИМ 221F, в состав которой добавлен фтор в виде неорганического соединения.

Её использование увеличивает срок службы деталей, узлов и механизмов за счет того, что этот вариант смазки не впитывает совсем влагу, имеет отличную механическую стабильность, стойкость в агрессивной среде и считается термостойкой смазкой. На поверхности создает плёнку, которая состоит из фторопластов, которая имеет свойство снижать уровень шума и вибрации при работе.

Два последних вида смазок являются более совершенными и технологичными, их используют в авиации.

Смазки Литол – 24, Литол-24РК.

Из литиевых отечественных смазок как аналог нужно отметить и такую весьма распространённую смазку, как Литол – 24, которая также изготавливается из неочищенного масла, полученного вследствие перегонки нефти, загущенной тем же литиевым мылом, но с добавлением присадок, которые добавляют смазке вязкость и не позволяют ей окисляться на воздухе.

Применяется в основном в подшипниковом производстве, шарнирных и зубчатых узлах, для уменьшения трения в транспортных средствах и тому подобных механизмах и узлах. Её можно использовать для смазывания деталей для длительного хранения.

Рабочая температура использования от – 40 до +120 градусов. При повышении температуры смазка становится жидкой и вытекает. При нагрузке не разлагается и не меняет свойств.

При контакте с водой стойкость в разы выше, чем в ЦИАТИМ 201,2, 3.

Как улучшенная версия, выпускается марка Литол-24РК. Введение в состав добавок, как защита от коррозии, улучшение вязкости позволяют использовать ее для более длительной консервации тех узлов и механизмов, которые в работе подвергаются повышенной силе трения. Остальные характеристики аналогичны Литол -24. Последние две смазки имеет более широкий диапазон в применении.

Виды ёмкостей, в которых выпускается Литол-24РК

Кроме вышеперечисленных смазок, выпускается достаточно большое наименование зарубежных аналогов.

Например, хорошие отзывы о компании Арго, которая выпускает смазку TermoSint, которая также загущается литиевым мылом с добавлением комплекса разных присадок, но масло использует синтетическое. Может быть применена в узлах с высокой нагрузкой и рабочей температурой от – 60 до +180 градусов.

Как заменитель ЦИАТИМ 201, можно назвать по аналогии такие смазки, как Mobil, Teobil, Huskey HVS – 100. Но, выбирая смазку, нужно знать, как работают эти смазки, ознакомиться с полной технической характеристикой, иначе можно просто вывести ваш механизм из строя.

Неплохие смазки выпускает компания ВМПАВТО, например: MC1400 NORD, MC 1410NORD, MC1500, MC 1510.

Можно посмотреть также Renolit, Castrol и им подобные.