Графитовая смазка: применение, ГОСТ, характеристики

Графитовая смазка

Графитовая смазка (устаревшее название «графитная смазка УСсА») – трехкомпонентное пластичное вещество темно-коричневого или черного цвета.

Ее назначение – снижение трения в узлах и механизмах за счет образования разделительной смазочной пленки между движущимися деталями в местах, где принудительную циркуляцию масла создать сложно или практически невозможно. Графитовая смазка обеспечивает дополнительную герметизацию, обладает антикоррозионными свойствами, предохраняет детали от износа.

Маркировка графитовой смазки

Согласно ГОСТ 23258 – 78 «Смазки пластичные» графитовая смазка имеет обозначение – СКа 2/6-г3, где:

  • С – антифрикционная группа материалов общего применения, предназначенная для снижения износа и уменьшения трения скольжения сопряженных деталей при обычных температурах.
  • Ка – тип загустителя – кальциевое мыло. Нерастворимо в воде, благодаря чему графитовая смазка становится водостойкой.
  • 2/6 – это техническая характеристика,показывающая рекомендуемый температурный интервал, в соответствии с принятыми сокращениями соответствует температуре от -20 о С до +60 о С.
  • г – использование графита в качестве твердой добавки к нефтяному маслу.
  • 3 – коэффициент проникновения частиц графита в нефтяное масло, характеризует густоту смазки.

Графитовая смазка выпускается в различном виде, от которого зависит область ее применения. Сфера применения и назначение в зависимости от формы выпуска:

  • пластичная смазка – густое вещество, применяется для кинематических схем с высокой нагрузкой;
  • аэрозольная смазка – содержит тонкодисперсный графит, служит консервантом резьбовых и прочих сборных соединений, подверженных высокой термической нагрузке, уменьшает вероятность прикипания, создает гарантию их раскручивания через 5 – 8 лет;
  • жидкая масляная дисперсия – не содержит загустителя, обладает высокими противозадирными свойствами: предотвращает появление широких или глубоких борозд, которые могут появляться вследствие схватывания или заедания поверхностей при трении.

Эксплуатационные характеристики различных видов графитной смазки соответствуют условиям эксплуатации практически любого оборудования.

Как получают графитовую смазку?

Производство графитовой смазки регламентируется ГОСТ 3333 – 80 «Смазка графитная». Технологический процесс состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом:

  • Для изготовления основы применяется минеральное или синтетическое нефтяное масло – смесь высокомолекулярных углеродов с температурой кипения более +300 о С.
  • Загущение масла проводится путем добавления кальциевого жирового или синтетического мыла. Полученная смесь имеет название – солидол.
  • В результате смешивания солидола с графитовым порошком получается конечный продукт – графитовая смазка.

Натуральные и синтетические составляющие солидола сказываются на его характеристиках – органическая смазка имеет более плотную консистенцию и высокое качество, а синтетическая – большую область использования и низкую цену. Степень помола графитового порошка определяет сферу применения смазки.

Состав графитовой смазки

Пластичная графитовая смазка состоит из трех основных компонентов:

  • Масло – дисперсионная среда (90% от общего состава). Минеральное масло получается в процессе перегонки нефти при помощи ее дистилляции или удаления взвешенных остатков из гудрона. А переработка нефти или мазута под действием водорода с целью удаления азотосодержащих соединений позволяет уменьшить молекулярную массу конечного продукта – в результате получается масло, по свойствам приближенное к синтетическому, которое характеризуется более высокими характеристиками при эксплуатации.
  • Загуститель – кальциевое мыло. Жировое мыло – результат обработки гашеной известью жирных кислот растительных масел, синтетическое образуется в результате окисления высокомолекулярных углеводородов кислородом воздуха.
  • Графит – дисперсная фаза. Минерал, одна из модификаций углерода. Устойчив к воде, но смачивается маслом. Имеет слоистую структуру, благодаря которой заполняет в деталях неровности любого размера, что существенно снижает коэффициент трения. Стабильно держится на поверхности рабочей зоны, в случае замены смазки подлежит принудительному удалению.

Согласно техническим условиям, разработанным непосредственно на предприятиях, при производстве графитовой смазки допускается использовать дополнительные компоненты или заменять стандартные:

  • Добавление литиевого мыла позволяет увеличить термостойкость до +140 °C.
  • Замена графитового порошка на поляризованный графит, который не смачивается маслом. Это позволяет повысить коэффициент сцепления разнородных поверхностей и существенно снизить трение. Толщина слоя покрытия такой смазкой всего 5 – 20 мкм. Однако при этом важно знать, что поляризованный графит пропитывается водой, а, следовательно, сфера его применения ограничена.
  • В результате замены кальциевого мыла на литиевое одновременно с добавлением порошка меди к графиту получается медно-графитовая смазка. Ее отличительная особенность – высокая механическая стабильность при температуре до +300 °C. При этом она характеризуется высокой эффективностью при защите от коррозии и износа, увеличивает количество скручиваний деталей и способствует предотвращению заклинивания.
  • Добавление дисульфида молибдена к графитовому порошку позволяет расширить сферу применения материала – коэффициент ее эффективности не изменяется при использовании в сухой или влажной среде.

Кроме того, использование различных присадок, таких как порошок свинца или цинка, позволяет улучшить антикоррозионные и противозадирные качества графитной смазки.

Характеристики графитовой смазки

Характеристики смазки установлены ГОСТ 3333 – 80 и дополнительными техническими условиями:

  • обеспечение непрерывной работы оборудования при температуре окружающего воздуха от -20 ℃ до +60 ℃;
  • температура каплепадения смазки +80 ℃;
  • предел прочности сдвига при температуре +50 ℃ – 100 Па;
  • содержание воды в составе – не более 3%;
  • защита от коррозии на стали марки 40, 45, 50;
  • стабильность состава – допускается выпадение нефтяного масла не более 5 % от общего объема;
  • температура вспышки +210 °С;
  • вязкость при 0 °С – не более 100 м 2 /с;
  • плотность – от 1,5 до 1,75 г/см 3 .

По степени воздействия на организм графитовая смазка относится к 4 классу опасности.

Свойства графитовой смазки

Технологические свойства графитовой смазки заключаются в следующем:

  • защита от износа, задиров и повреждений,
  • защита от коррозии,
  • устойчивость к лакокрасочным покрытиям и полимерам,
  • обеспечение герметичности,
  • действие в качестве консерванта,
  • теплопроводность, отвод тепла от механизма,
  • электропроводность,
  • устойчивость к влаге,
  • температурная устойчивость,
  • химическая резистентность,
  • высокая адгезия.

Дополнительные свойства смазки определяются техническими условиями и зависят от свойств внесенных присадок.

Где применяется графитовая смазка?

Графитовая смазка применяется в различных отраслях промышленности, автомобилестроении и в бытовых условиях для обслуживания следующих элементов:

  • опор скольжения и качения;
  • направляющих;
  • резьбовых соединений длительного срока службы;
  • рессор;
  • тяжелонагруженных подшипников;
  • редукторов;
  • контактов аккумулятора;
  • открытых зубчатых передач;
  • колесных гаек, болтов или шпилек;
  • дверных петель и механизмов замков;
  • узлов техники, работающей в условиях повышенного содержания пыли;
  • запорной арматуры;
  • конвейерных механизмов;
  • соединений глушителя;
  • резьбовой части свечей зажигания;
  • цепей.

Кроме того, допускается смазывание окрашенных механизмов и покрытие деталей из различных полимеров.

Марки графитовых смазок

Среди разновидностей графитовой смазки можно выделить:

  • Ойлрайт. Графитная смазка. Предназначена для устранения трения и предотвращения износа в механизмах повышенной нагрузки при температуре от -20 о С до + 70 о С. Высокие противозадирные свойства. Подходит для устранения скрипа. Не повреждает лакокрасочные покрытия, пластмассу и резину. Обладает резким запахом.
  • Смолтехнохим. Смазка графитная. Изготовлена по ГОСТ 3333 – 80 из органического масла и жирового кальциевого мыла. Подходит для механизмов любой степени нагрузки. Обладает антифрикционными и антикоррозийными свойствами.
  • KERRY. Графитная смазка на основе синтетического масла. Обладает повышенной механической стабильностью и антифрикционными свойствами. Устойчива в химически агрессивной среде.
  • Элтранс. Графитовая смазка с высокими показателями адгезии и электропроводимости. Эффективно предотвращает прикипание и окисление деталей. Мелкодисперсный графит не вымывается из узлов даже после выработки состава.
  • Смазка на основе графита и дисульфида молибдена. Интервал температуры от -180 о С до +420 о С. Устойчива к выдавливанию из зоны трения, создает герметичность. Подходит для высоконагруженных узлов и механизмов.

Отличительные характеристики смазки, а также рекомендуемые условия применения наносятся производителем на этикетку, что позволяет выбрать подходящую из большого ассортимента.

Плюсы и минусы графитовой смазки

Преимуществами использования графитовой смазки выражены в следующем:

  • широкая сфера применения,
  • высокие антифрикционные свойства,
  • антикоррозийные свойства,
  • дополнительная герметизация узлов и механизмов,
  • использование в труднодоступных частях механизма,
  • широкий температурный диапазон применения,
  • устойчивость к агрессивным средам,
  • водоотталкивающие свойства,
  • гарантия раскручивания изделий по резьбе,
  • заполнение мелких повреждений металла,
  • консервационные свойства,
  • многообразие выбора,
  • длительный срок хранения – от 5 лет,
  • низкая цена.

В качестве недостатка следует отметить ограниченность применения в узлах и механизмах повышенной точности – графитовый порошок в этом случае выступает как абразив, что приводит к преждевременному износу оборудования.

Что лучше – графитовая смазка или Литол?

Литол – пластическая смазка, изготовленная на основе органических или синтетических нефтяных масел с применением литиевого мыла в качестве загустителя. Такой состав характеризуется антикоррозионными, термостойкими и высокими адгезионными свойствами. Существенные различия графитовой смазки от Литола заключаются в следующем:

  • Температурный диапазон применения Литола выше – до +130 о С.
  • В процессе эксплуатации графитовая смазка дополнительно герметизирует узлы, тогда как Литол пропускает пыль и накапливает ее в своем составе.
  • Частицы графита из смазки ни при каких условиях самостоятельно не вытесняются в отличие от Литола, который под воздействием высокого давления может полностью высохнуть.
  • В местах плотного прилегания деталей частицы графита заполняют неровности, тем самым снижая коэффициент трения. Литол – однородная смесь, поэтому ее антифрикционные свойства немного ниже.
  • Графитовая смазка обладает электропроводностью, Литол – абсолютно не проводит электричество.
Читайте также  Оборудование для ковки

Смешивание Литола и графитового порошка применяется в промышленности для повышения температурного диапазона. Но сфера применения такой смазки ограничена.

Графитовая смазка – достаточно эффективное средство для защиты нагруженных механизмов от износа. Высокие технические характеристики в сочетании с низкой стоимостью обеспечивают ее применение в разных областях промышленности. К тому же добавление специальных присадок существенно улучшает ее качество и расширяет диапазон использования.

Графитовая смазка и ее применение в авто

    98 1 85k
    171 2 197k

Графитовая смазка — неорганическое смазочное вещество, черного или темно-коричневого цвета, обладающее плотной и высоковязкой консистенцией. Внешне напоминает всем известный солидол. Смазка изготавливается на основе жиров растительного происхождения с использованием нефтяных цилиндровых масляных жидкостей и литиевых или кальциевых мыл, а также графита. В качестве последнего используется графитовый порошок. В соответствии с ГОСТ 3333-80, по которому она изготовлена, оптимальная температура использования составляет от -20°С до +60°С, однако на самом деле она выдерживает и более критические температуры. Графитовая смазка широко применяется в промышленности, а также в автомобильном транспорте. В частности, ею мажут рессоры, элементы подвески, тяжелонагруженные подшипники, открытые зубчатые передачи и так далее.

Состав графитовой смазки

В первую очередь необходимо знать, что в технической литературе под понятием «графитовая смазка» могут пониматься различные составы. Дело в том, что изначально под этим определением понимается неорганическая смазка, для которой в качестве загустителя используют графит, но в широком понимании так называют и смазочные вещества, где графит используется в качестве присадки. Таким образом, под понятием «графитовая смазка» может подразумеваться:

  • обычный графитовый порошок, который может использоваться в качестве твердой смазки;
  • смазочный материал на основе мыла, в составе которого имеется графит;
  • графитовая суспензия в масляном растворе (смазка неорганического типа).

Именно последний состав чаще всего и называют графитовой смазкой и о ней пойдет пойдет речь далее. Технология ее изготовления подразумевает загущение вязкого органического или синтетического масла, которое получают из нефтепродуктов, кальциевым мылом и графитным порошком. Другими словами можно сказать, что в классический солидол добавляют графитовый порошок, который и придает смазке ее свойства.

В настоящее время в продаже можно встретить также медно-графитовую смазку. В ее состав добавлена медная пудра. Она способна выдерживать высокие температуры. Обычно медно-графитовая смазка выпускается в виде аэрозолей. Забегая наперед скажем, что зачастую этот состав наносят на направляющие суппортов. Так можно избежать прикипания дисков и/или тормозных барабанов к фланцам ступиц.

Свойства графитовой смазки

Сам по себе графит хорошо проводит тепло, электричество, не разрушается под воздействием влаги, не подвержен воздействию статического электричества, а также термически устойчив (может выдерживать высокую температуру). Все эти свойства, хоть и в меньшей мере имеет и соответствующий смазочный материал.

Чем хороша графитовая смазка? К ее преимуществам относят:

  • химическая стойкость (при нанесении смазки на рабочие поверхности, ее элементы не вступают с ней в химическую реакцию);
  • термическая стойкость (не испаряется до температуры +150°С, так как концентрация летучих веществ в ее составе минимальна, при высокой температуре не теряет своих эксплуатационных характеристик);
  • защищает рабочие поверхности от воздействия влаги;
  • обладает повышенной коллоидной стабильностью;
  • взрывобезопасна;
  • обладает отличными смазочными свойствами;
  • повышает износостойкость, механические показатели и срок эксплуатации механизма, где используется;
  • минимизирует количество заеданий;
  • не подвержена влиянию масла, то есть, остается на поверхности даже при его наличии;
  • графитовая смазка отлично прилипает к любым поверхностям;
  • устойчива к статическому электричеству;
  • имеет высокие адгезионные и антифрикционные свойства.

Еще одним немаловажным преимуществом графитовой смазки является ее низкая цена при удовлетворительных эксплуатационных характеристиках. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в настоящее время существует множество других, более совершенных смазочных материалов, которые хотя и дороже стоят, но обладают лучшими показателями.

Однако есть у графитовой смазки и недостатки. В частности, ее нельзя использовать в механизмах с высокой точностью работы, так как твердые примеси, имеющиеся в графите, будут способствовать повышенному износу деталей;

Характеристики

В действующем ГОСТ 3333-80, а также соответствующих технических условиях указаны технические и эксплуатационные характеристики графитовой смазки.

Характеристика Значение
Температурный интервал применения от -20°С до +60°С (однако допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах)
Плотность, г/см³ 1,4. 1,73
Температура каплепадения не ниже +77°С
Пенетрация при +25°С с перемешиванием (60 двойных тактов) не менее 250 мм/10
Коллоидная стабильность, % выделившегося масла не более 5
Массовая доля воды не более 3%
Предел прочности на сдвиг при +50°С не менее 100 Па (1,0 гс/см²)
Вязкость при 0°С в среднем градиенте скорости деформации 10 1/с не более 100 Па•с
Предел прочности при +20°С, кг/см²
на растяжение 120
на сжатие 270. 600
Электрическое сопротивление 5030 ом•см
Температура, °С
разложения 3290
максимально допустимая эксплуатационная 540
средняя допустимая эксплуатационная 425
Продукты окисления смазки СО, СО2
Класс NLGI 2
Обозначение по ГОСТ 23258 СКа 2/7-г2

При работе со смазкой необходимо помнить и соблюдать приведенные ниже правила безопасной эксплуатации графитовой смазки.

При работе со смазкой соблюдайте следующие правила техники безопасности и пожаробезопасности:

  • Графитовая смазка взрывобезопасна, температура ее вспышки составляет +210°С.
  • При разливе на поверхность смазку следует собрать в емкость, место разлива вытереть насухо ветошью, которую в дальнейшем необходимо поместить в отдельный, желательно металлический, ящик.
  • При возникновении пожара применяются основные средства пожаротушения: тонкораспыленная вода, химическая, воздушно-химическая пена, высокократная пена и соответствующие порошковые составы.

Область применения

Область применения графитовой смазки очень широка. На производстве ею смазывают:

  • рессоры спецтехники;
  • тихоходные подшипники;
  • открытые и закрытые валы;
  • различные зубчатые передачи;
  • запорные арматуры;
  • подвески в крупногабаритных механизмах, спецтехнике;
  • опоры буровых установок.

Теперь вкратце перечислим узлы и механизмы автомобиля, которые можно смазывать этим составом (с учетом некоторых особенностей):

  • рулевые шарниры;
  • рулевая рейка (в частности, корпус рейки разбирается, и смазывается рабочая шестерня);
  • элементы рулевого механизма (исключение составляют те из них, где в качестве смазки используют трансмиссионные масла);
  • шаровые опоры;
  • противоскрипные шайбы в рессорах;
  • пыльники рулевых наконечников и тяг;
  • опорные подшипники;
  • подшипники поворотных кулаков (для профилактики смазку также набивают в защитный колпак);

Также графитовую смазку можно использовать в качестве профилактического средства. В частности, ею можно смазывать резьбовые соединения, обыкновенные и автомобильные замки летом и особенно зимой.

Многих автолюбителей также интересует вопрос о том, можно ли «графиткой» смазывать ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей). Однозначного ответа в данном случае нет. Если речь идет о дешевой отечественной смазке, то не стоит рисковать, она может испортить внутренний механизм шарнира. Если же вы используете импортную дорогую смазку (например, Molykote BR2 plus, Molykote Longterm 2 plus, Castrol LMX и другие материалы, имеющие в своем составе графит), то можно попробовать. Однако помните, что существуют специальные смазки для ШРУСа.

Своевременная смазка ШРУСа снижает его износ и продлевает срок службы. Для каждого вида шарнира требуется свой вид смазки. Какой нужно мазать, а какие лучше, узнайте по отзывам и обзору характеристик.
Подробнее

Стоит отдельно остановиться на вопросе, можно ли смазывать графитовой смазкой клеммы аккумулятора. Да, ее состав проводит электрический ток, однако возникает риск их перегрева из-за того, что она обладает высоким удельным сопротивлением. Поэтому «графитку» использовать для смазки клемм можно, но нежелательно. Смазка будет предотвращать поверхность от коррозии. Поэтому для смазки клемм аккумулятора лучше использовать другие средства.

Чем смазать клеммы аккумулятора

Смазки для клемм АКБ могут быть от народных «дедовских» способов, как уберечь клеммы аккумулятора от окисления, до современных, с улучшающими электропроводность примесями.
Подробнее

Чем отстирать графитовую смазку

Используя смазочный материал без осторожности запросто можно испачкать себе одежду. А удалить её будет уже не просто, ведь это не только жир, но и графит, который тяжело оттереть. Поэтому возникает очень интересный вопрос: чем можно отстирать или оттереть графитовую смазку. В интернете существует много различных споров и мнений на этот счет. Предлагаем вашему мнению несколько средств, которые должны помочь в этом (дело в том, что в каждом отдельном случае могут помочь разные средства, все зависит от степени загрязнения, типа ткани, продолжительности загрязнения, дополнительных примесей и так далее). Итак, вам помогут:

  • бензин (лучше 98-й, или чистый авиационный керосин);
  • очиститель от смазок (например, «Антипятин»);
  • «Сарма гель» для посуды;
  • бесконтактный шампунь для мойки автомобиля (аэрозоль побрызгать на загрязнения, после чего попытаться аккуратно оттереть);
  • горячий мыльный раствор (если загрязнение не сильное, то можно замочить одежду на некоторое время в растворе из хозяйственного мыла, а потом оттереть вручную);
  • «Ваниш» (аналогично, нужно предварительно замочить одежду, и дать ей постоять несколько часов, стирать можно вручную или в стиральной машинке).

Некоторые автовладельцы рекомендуют стирать одежду в стиральной машине при максимальной температуре. Помните, что для некоторых видов тканей это неприемлемо! Они могут потерять структуру, и одежду невозможно будет восстановить. Поэтому читайте, что указано на соответствующем ярлыке на одежде, в частности, при какой температуре изделие можно стирать.

Как сделать графитовую смазку своими руками

Графитная смазка своими руками

В связи с популярностью графитной смазки среди автомастеров, а также простотой ее состава, существует несколько народных методов, с помощью которых можно изготовить это смазочное средство в домашних условиях.

Необходимо взять графитовый порошок, солидол и машинное масло. Их соотношение может быть разным. Основу составляет жидкое масло, к которому добавляется солидол, а потом и графит (в его качестве можно использовать перетертый грифель карандаша или изношенные щетки электродвигателя или токосъемника). Далее эту массу необходимо размешать до получения консистенции, похожей на сметану. Вместо машинного масла можно использовать трансмиссионное.

Однако необходимо понимать, что самодельные смеси не будут отвечать заявленному ГОСТу, поэтому такие смазки не будут соответствовать его нормам. Кроме этого, срок хранения самодельных графитовых смазок будет значительно ниже заводской.

Медно-графитовая смазка

Как было указано выше, улучшенным вариантом классической графитовой является медно-графитовая смазка. Из названия ясно что, в ее состав добавлен порошок меди, который значительно улучшает эксплуатационные свойства. К особенностям состава медно-графитовой смазки относят:

  • способность работать при высоких температурах (в данном случае четких диапазон указать невозможно, так как на рынке представлены разные составы с разными свойствами, некоторые из них способны работать при температуре около +1000°С и выше, подробности читайте в описании средства);
  • способность выдерживать высокие механические нагрузки (аналогично предыдущему пункту);
  • повышенный уровень адгезии и липкости;
  • полное исключение коррозионных образований на защищаемых поверхностях;
  • устойчивость к воздействию масла и влаги;
  • в состав смазки не входят свинец, никель и сера.

Таким образом, медно-графитовая смазка отлично защищает рабочие поверхности даже в экстремальных условиях эксплуатации. Зачастую этим средством обрабатывают резьбовые соединения перед тем, как соединить их. Это дает возможность в дальнейшем без проблем открутить соединение.

Популярные производители

Напоследок вкратце остановимся на некоторых отечественных производителях, выпускающих графитовую смазку. Сразу стоит сказать, что их изделия во многом похожи между собой, поэтому большой разницы, смазочное средство какой торговой марки вы купите, — не имеет большого значения. Отечественная графитовая смазка отвечает ГОСТ 3333-80, поэтому все товары будут приблизительно одинаковы.

Итак, на постсоветском пространстве изготовлением графитовой смазки занимаются:

  • ООО «Коллоидно-графитовые препараты». Это предприятие изготавливает графитовые смазки для производств. Выполняет поставки оптом.
  • Oil Right. По состоянию на конец 2021 года тюбик массой 100 граммов стоит 40 рублей. Каталожный номер товара — 6047.
  • ТПК «РадиоТехПайка». Баночка объемом 25 грамм стоит 30 рублей, тюбик массой 100 грамм — 70 рублей, а баночка массой 800 грамм — 280 рублей.

Что касается зарубежных производителей, то их изделия имеют более совершенный состав. Как правило, кроме графита в состав средств входят современные присадки и элементы, которые повышают их эксплуатационные средства. В данном случае их описание не имеет смысла, во-первых, потому что выбор необходимо делать на основе стоящей перед потребителем цели, а во-вторых, количество смазок и производителей просто огромно!

Вместо заключения

Графитовая смазка — дешевое и эффективное средство для защиты рабочих поверхностей от коррозии, увеличения эксплуатационных характеристик рабочих пар, а также увеличения их рабочего ресурса. Однако при ее использовании помните, что смазку нельзя использовать в высокоскоростных механизмах и там, где от рабочих поверхностей требуется высокая точность. Поэтому используйте ее в упомянутых выше узлах, и при условии своей низкой цены она сослужит вам хорошую службу в защите деталей вашего автомобиля.

Графитная смазка. Отличительные особенности

В среде автомобилистов одной из самых популярных и востребованных смазок на протяжении как минимум последних нескольких десятилетий является графитная смазка (или «графитка»). О её составе, свойствах и области применения и пойдет речь ниже.

Состав и характеристики

На сегодняшний день состав графитной смазки не подвергается строгому регламенту. Даже ГОСТ 3333-80, который заменил устаревший ГОСТ 3333-55, не устанавливает ни количественный, ни качественный состав компонентов, применяемых при изготовлении графитной смазки. Стандарт лишь указывает на общие характеристики графитной смазки типа «УСсА» и минимальные требуемые свойства.

Этим пользуются производители, экспериментируя с составом и, как следствие, конечными свойствами выпускаемого продукта. На сегодня двумя основными компонентами графитной смазки выступают два вещества: густая минеральная база (обычно нефтяного происхождения) и мелко помолотый графит. В качестве дополнительных добавок применяются кальциевое или литиевое мыло, противозадирные, антифрикционные, вододисперсионные и другие присадки.

Иногда в «графитку» добавляется порошок меди. Тогда смазка называется медно-графитной. Область применения медно-графитной смазки смещается в строну длительной защиты контактирующих поверхностей от коррозии при минимальных относительных перемещениях. Например, такая смазка широко используется в резьбовых соединениях и различных направляющих.

Характеристики графитной смазки, в зависимости от состава, сильно разнятся. Например, минимальная температура, при которой смазка критически не теряет своих свойств, варьируется от –20 до –50 °C. Максимальная: от +60 (для простейшей смазки УссА) до +450 (для современных высокотехнологичных «графиток»).

Одним из наиболее ярко выраженных свойств графитной смазки выступает низкий коэффициент трения. Достигается это благодаря графиту, пластинки и кристаллы которого на молекулярном уровне отлично скользят как друг относительно друга, так и по другим поверхностям, независимо от природы этих поверхностей. Однако, из-за твёрдости отельных кристаллов графита, эта смазка не рекомендуется к использованию в узлах трения с повышенной точностью изготовления и малыми зазорами между контактирующими деталями. Например, доказано, что закладывание «графитки» вместо других подходящих консистентных смазок (солидола, литола и т.д.) в подшипники качения снижало их ресурс.

Графит задаёт и электропроводные свойства смазки. Поэтому графитовая смазка используется для защиты электрических контактов от коррозии и повышенного искрообразования.

Для чего используется?

Область применения графитной смазки в общем случае довольно широка. Хорошо зарекомендовала себя «графитка» в открытых парах трения, в которых скорость относительного перемещения деталей небольшая. Она долго не вымывается водой, не высыхает и не деградирует под воздействием других неблагоприятных внешних факторов.

В штатных легковых и грузовых автомобилях графитная смазка применяется также довольно широко:

  • резьбовые соединения – для противодействия корродированию и прикипанию резьб;
  • шаровые опоры управляемых колес – в качестве основной смазки закачивается в корпус опор и дополнительно закладывается под пыльники;
  • шарниры рулевых тяг и наконечники – используется аналогичным с шаровыми опорами способом;
  • шлицевые соединения – промазываются внешние и внутренние шлицы для уменьшения износа при взаимном их перемещении;
  • рессоры – промазываются сами рессоры и противоскрипные подложки;
  • контакты – как правило, это клеммы АКБ, минусовой провод от АКБ на кузов и плюсовой провод от батареи на стартер;
  • как противоскрипная прослойка на контактирующих пластиковых и металлических поверхностях.

Несмотря на то, что сегодня рынок предлагает широкий ассортимент более совершенных и приспособленных к определённым условием смазок, «графитка» по-прежнему пользуется спросом среди автомобилистов. Дело в хорошем балансе цены и характеристик. Средняя цена за 100 грамм графитной смазки колеблется в районе 20-30 рублей, что значительно дешевле современных смазочных составов с улучшенными характеристиками. И там, где не требуется высокая степень защиты, применение «графитки» будет наиболее рациональным решением.

Графитовая смазка — для чего используется

Графитовая смазка производится посредством повышения густоты нефтяного масла с использованием 2 базовых компонентов: кальциевого мыла и графита. Готовый раствор по текстуре визуально схож с плотной мазью, цвет которой находится в диапазоне от темно-коричневого до черного тона. Этим материалом обрабатываются различные детали и поверхности, выполненные из стали, и характеризующиеся склонностью к появлению окислов.

На металлических изделиях (за исключением благородных сплавов), покрытых составом, образуется графитовая пленка. Прочная взаимосвязь пленочного слоя с окислами объясняется структурой графита, молекулы которого неплотно соединены между собой, при этом между пленками всегда остаются молекулярные частички воздушно-кислородной смеси.

Этими же параметрами и обусловлено снижение смазочных показателей графита в безвоздушном пространстве.

Характеристика графитной смазки

Технические свойства графитовой смазки определяются компонентами, присутствующими в смеси.

Предыдущее наименование материала звучит как «графитная УСсА», технология производства которого регламентирована ГОСТ 3333-80.

Более стандартное описание технологии получения состоит в следующем: вязкое масло (продукт нефтепереработки) загущается добавкой в виде кальциевого мыла и измельченного порошкового графита.

Упрощенная версия производства звучит как перемешенный солидол с толченым графитовым порошком.

Второй базовый компонент — это измельченный уголь, представляет собой наполнитель, обеспечивающий заполнение мельчайших полостей поверхности, уменьшая коэффициент трения.

Для чего применяют

Сфера использования графитовой смазки достаточно большая. Состав применяется не только в автомобильных агрегатах, промышленности, а также популярен для бытового назначения.

В производственной сфере применяется для обрабатывания:

  • Запорных арматурных деталей;
  • Тихоходных подшипников на лентах и конвейерной технике;
  • Подвесок и ходовых деталей установок, специализированном оборудовании, а также для крупно габаритных агрегатов;
  • Осей отрытого или закрытого типа, шкивов и зубчатых передач;
  • Рессор спецтехники и крупно габаритных механизмов;
  • Долот и буровых установок.

В автомобильной отрасли:

  • Для рулевых узлов, кроме элементов с трансмиссионным маслом;
  • Шаровых опорных элементов;
  • Антикоррозийное покрытие контактов электроцепи;
  • Увеличение ресурса эксплуатации шайб в рессорах.

Зачастую смазочные материалы из графита востребованы в автотранспорте для обрабатывания направляющих суппортов.

Когда используется аэрозольный вариант графитовой смазки, то посредством него допускается защищать от окисления диски тормозной системы, барабаны и фланцевые детали ступиц.

Такое покрытие предоставляет возможность уменьшить вероятность прикипания металла. Мелкодисперсное распыление средства обеспечивает равномерное распределение в труднодоступных участках, и способствует созданию обезжиривающей пленки. Во время сборочных работ по монтажу узлов — смазочный состав наносят на резьбовое соединение для повышения простоты демонтажа метизов, при последующем сервисном обслуживании автомобильных компонентов.

В быту графитовым раствором покрывают цепи для велосипедов, замки, петли для дверей, и тросовые приводные элементы тормозных систем.

Повышенная густота позволяет смешивать смазочный состав с растворителями, что позволяет обрабатывать конструкции со сложной геометрией. Распределенная мазь закрепляется на поверхности, при этом растворитель высыхает. Средство безопасно для покрытия изделий из полимеров, а также для окрашенных материалов.

Плюсы и минусы

Сочетание технических параметров солидола и измельченного графита в готовом смазочном составе обеспечивает следующий перечень характеристик:

  1. Допустимые значение температуры для эксплуатации составляют от минус 20 до + 70 ºС. Для тяжело нагруженных устройств минимальный уровень в некоторых случаях допускается повышать, при условиях обработки участков, на которых трение не значительно понижает КПД оборудования.
  2. Смазочный состав имеет повышенные параметры водоотталкивания. Поэтому материал превосходно подходит в качестве антикоррозийной обработки различных деталей.
  3. Новейшие технологии изготовления графитовых смазок позволяют получать версии, которые обладают широким температурным диапазоном использования. Благодаря чему, модифицированное средство из измельченного графита допускается применять на металлических и полимерных материалах, которые подвергаются охлаждению или нагреву в интервале от минус 40 до + 400 ºС.

К недостаткам графитовой смазки относится ограниченная сфера допустимого применения в механизмах с повышенной точностью размеров деталей и высокой интенсивностью их взаимодействия.

Мелкодисперсные примеси угля в данном варианте становятся абразивными частицами и оказывают негативное влияние на конструктивные параметры, что ведет к преждевременному износу.

Марки и названия графитовых смазок

Среди разновидностей смазочного графита выделяют 4 марки, которые отличаются по технологическим показателям. Вне зависимости от классификации они относятся к кристаллическому типу материала.

  • ГС-1 востребован в качестве антифрикционного элемента, и рекомендован для нанесения на твердые покрытия, которые являются деталями механизмов в космической промышленности, авиастроении. Дополнительным применением таких компонентов является антикоррозийный слой в коллоидно-графитовых препаратах.
  • ГС-2 и ГС-3 отражают примерно одинаковые характеристики, их применяют как дополнительную добавку для изготовления электропроводящих полимеров, графитовых смазочных карандашей и паст, конструкций порошковой металлургии, токопроводящих полимерных лакокрасочных покрытий.
  • ГС-4 благодаря параметрам, востребован при изготовлении консистентных смазочных растворов, используемых в открытых шестереночных элементах прокатных станов. Также данная марка графита служит противофрикционным покрытием в процесс производстве рессор автомобилей и прочих высоконагруженных агрегатов трения.

Графитовые смазки являются востребованным средством, обеспечивающим защиту различных металлических узлов (из меди и стали) от повышенного трения и окисления.

Для чего нужна графитовая смазка

Первоначальное назначение графитовой смазки было смазывание узлов и механизмов тихоходных транспортных средств. Так как постоянно появляются новые виды техники, не только ТС, графитовая смазка начала иметь широкое применение.

  1. Что такое?
  2. Плюсы и минусы.
  3. Основа.
  4. Где применяется?
  5. Бытовое использование.
  6. Для автомобильного использования.
  7. Проводит ток или нет?
  8. Производители.
  9. Видео.

Что такое графитовая смазка

Такие средства, как смазочные материалы не имеют технических характеристик, они имеют физико-химических характеристики. Такие характеристики зависят от того, из каких веществ данная состоит. Раньше графитная называлась — Графитная УСсА. ГОСТ (Государственный стандарт) 3333-80.

Графит — это измельченный уголь. Смазка поэтому получается зернистая. Измельченный графит заполняет микротрещинки, неровности, раковины, тем самым снижая трение и защищая от коррозии.

Его можно использовать с литолом или солидолом. Графит с такой смазкой держится дольше.

Плюсы и минусы

Если использовать литол, например, Литол-24, или солидол вместе с графитовой смазкой, то такая смесь будет иметь следующие свойства:

  • физико-химические свойства сохраняются при температуре от -40 до +400;
  • эффективно отталкивает воду;
  • защищает детали от образования коррозии.

Недостатком является то, что она абразивные, то содержит твердые частички. В высокоточных соединения деталей твердые частицы будут создавать сопротивление и царапать соприкасающиеся пары.

Загуститель графитной смазки

В основном, в качестве загустителя применяют солидол.

На основе солидола

Использование солидола в качестве загустителя высоко не поднимает стоимость из-за недорогой цены солидола.

Густая консистенция серого цвета.

Форма выпуска

Современные технологии позволяют выпускать в виде аэрозоли. Это позволяет наносить смазку не лопаткой, тонким распылением.

Продается еще смешанная с медной пудрой. Называется меднографитный спрей.

Виды загустителей:

  1. Органический.
  2. Неорганический.
  3. Углеводородный.
  4. Мыльный.

Своими руками графитную смазку делать не имеет смысла, так как стоимость оригинальной не высока, а добиться заводских характеристик в домашних условиях невозможно добиться.

Применение графитовой смазки

В узлах машин и механизмов, где нет высокой точности, высоких квалитетов, взаимодействия сопряженных деталей, там применяется такой вид.

Отлично подходит для смазывания механизмов зубчатой пары. Она поглощает удары, колебания возникающие в результате торцевого биения или осевого люфта. Наносят тавотным шприцом, гидравлическим или пневматическим пистолетом.

Применение в быту

Так как графитовая не боится воды, то ее использую для смазки дверных и воротных петель, замков.

Применение в узлах машины

  • рулевых механизмов, рулевых шарниров;
  • шаровых опор;
  • электрических соединений, клемм (от коррозии);
  • противоскрипных рессорных шайб;
  • направляющие суппорта.

Меднографитная аэрозоль отлично подходит для смазки тормозных барабанов и дисков к ступичным фланцам — это защита от прикипания.

После монтажа резьбовых соединений надо смазывать или литолом, или солидолом, или графитной смазкой. Потом намного легче будет откручивать гайки.

Часто спрашивают, можно ли смазывать графитной смазкой подшипники качения и скольжения. Некоторые подшипники необходимо смазывать этим видом.

Также смазывают конец глушителя. Когда смазка выгорит от температуры, образуется прочная пленка, которая защищает от влаги, от гниения металла.

Проводит ли электрический ток

Смазка не создает электросопротивления, в то время как другие смазки создают сопротивление току. Поэтому можно смазывать контактные соединения.

Производители

Так как применение очень широкое, а не такое, например, только для космической промышленности, ее делают почти все изготовители моторных масел.

Популярный графитки фирмы Felix (Феликс), Oilright (Ойлрайт). Как правило, минимальный объем тюбика — 100 грамм. Максимальный — бочок 180 кг.

Килограмм стоит около 100 рублей.

Видео

Тем, кто любит создавать своими руками, также ее возможно изобрести.

В этом видео рассказывается о нескольких видах смазок: медная, алюминиевая, графитная и керамическая.

Чем смазывать суппорта и направляющие.